Что делать?
Последнее выступление министра показало, что ждать улучшения ситуации в научно-исследовательском секторе не стоит. Поэтому для ОНР встает вопрос – а что делать дальше и как действовать в сложившейся обстановке.
Сначала о том, что реально заявил министр. Он утверждает, что преподавание и учебная нагрузка – ерунда, и на нее можно наплевать. Занимаются ей только плохие преподаватели. Не секрет, сколько платят на ставку за выполнение нагрузки (в обществе много раз писали об этом). С другой стороны, зарплата часто выше, чем просто ставка. Это и гранты, хоздоговора и программы развития вузов, дополнительные образовательные программы и т.д. Но все это в дополнение к основной нагрузке. По мнению министра, те, кто соглашаются ее выполнять, являются преподавателями невысокого уровня. А как же его недавние заявления о повышения качества образования? Запутался министр в заявлениях.
Приведу еще пример, тому, какое внимание уделяется качеству образования, тоже с точки зрения экономики. У нас в университете объявили новый способ оплаты за магистров. Один кредит магистра стоит 400 рублей. Простой подсчет дает, что вся годовая программа магистра это 60 кредитов, и на оплату труда преподавателей будет потрачено 31 тысячи рублей с начислениями. В то время как в университет поступает 120 тысяч. Иными словами, меньше 30% идет на оплату труда преподавателей. Но наш университет один из лучших, когда я езжу в командировки, везде еще хуже.
Какие есть у ОНР способы повлиять на ситуацию? Самое действенное – это организация стачки, но это нереально ни организационно, да еще и организаторов посадят при первой попытке собраться. Часть наших требований можно защитить в суде, как в случае по наплыву бумаг (об этом я напишу как-нибудь позже).
Пока же я вижу необходимость в проведении на сайте голосования в поддержку или осуждение заявлений Ливанова, и о начале дискуссии о переходе ОНР в оппозицию министру Ливанову.
А что думает руководство ОНР?
Очень хотелось бы знать мнение руководства ОНР по поводу данного выступления Ливанова. Я понимаю, что доверие министра многого стоит, но ведь речь идёт о вопросе принципиальном.
Вся административная система современной Росии, в т.ч. в науке и образовании, - это система надсмотрщиков, которые за небольшую подачку следят за порядком среди своих подчинённых. В случае даже намёка на несогласие с господами, надсмотрщик переходит в разряд простых смертных. И тогда холодильник он может купить только в кредит. Эту порочную систему надо менять. Очевидно, что господин Ливанов по природе своей - не реформатор. А жаль.
В понедельник Госдума решит судьбу Д.Ливанова
"По мнению лидера думских коммунистов, если В.Путин получит письмо за подписью всех четырех фракций, у него не будет выбора кроме как уволить министра."
Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/21/04/2013/854962.shtml
Поживем - увидим!
На мой взгляд, ничего существенного не произойдет, т.к. смотр сил был во время выступления премьера в ГД, и их расстановка вряд ли успела заметно поменяться. Хотя делать у нас прогнозы - дело жутко неблагодарное...
Сергей Нарышкин поддержал требование отставки Дмитрия Ливанова.
http://top.rbc.ru/politics/22/04/2013/855074.shtml
А что мы собственно на
А что мы собственно на Ливанова то зациклились. Министры приходят и уходят, а проблемы остаются.
Хотя навряд ли его сейчас уйдут.
отставка Ливанова
"А что мы собственно на Ливанова то зациклились. Министры приходят и уходят, а проблемы остаются"
Все дело в том, какие первоочередные проблемы видит конкретный министр и как собирается их решать. Хочешь развивать вузовскую науку - все в твоих руках. Но зачем разрушать отлаженную систему РАН. Все разговоры об неэфективности академической науки ведь от лукавого.
За последние годы как грибы возникла масса коммерческих вузов, наплодивших, как оказалось, армию никому не нужных экономистов, юристов и т.п. Эти "ВУЗы" оттянули на себя массу способной молодежи, которая могла бы выучиться на инженеров, медиков и др. нужные стране профессии. Вот куда бы направить все усилия и навести порядок.
Вместо этого Ливанов одной из главных своих задач поставил уничтожить РАН. История учит, что больше всего вреда исходит от попавших во власть активных недоумков. Так что от конкретного министра многое что зависит.
Генпрокуратура вынесла представление министру Ливанову
25.09.2015
... "857 миллионов рублей, потраченных Минобрнауки на презентационные мероприятия, уходили по схемам, которые напоминают вывод средств через подставные компании: двойные проплаты, оплату мероприятий, которые не проводились, оплату из бюджета мероприятий, проведенных за счёт третьей стороны"...
Детали см.:
http://tass.ru/obschestvo/2290262
Статья Анны Поповой о Ливанове, Минобрнауки, лжедиссертациях
Взвешенная оценка сложившейся на сегодня ситуации:
http://www.lenta.ru/articles/2013/04/27/empirestrikesback/
Хороший инфоповод, чтобы разослать Заявление по СМИ
Это хороший информационный повод для того, чтобы разослать "Заявление Общества научных работников для СМИ в связи с попытками дискредитации борьбы с лжедиссертациями" по СМИ и особенно по информационным агенствам. Контакты, как правило, есть на их сайтах:
РИА Новости
Интерфакс
ИТАР-ТАСС
РБК
На мой взгляд.
Слова Ливанова о ППС ничем не отличаются от слов Полтавченко о жлобстве петербуржцев или Костунова об интеллектуальном превосходстве думцев над остальными гражданами России. В этой ситуации именно Ливанов должен заботиться о собственном имидже в глазах окружающих людей и также, как нормальные политические деятели, извиниться за свои слова..
Поскольку пол-года назад (18 июня) я был среди активистов ОНР, которые встречались с министром, то я выскажусь по этому поводу. ОНР этим шагом не подписывалось в лояльности министру, а продемонстрировало готовность сотрудничества с теми силами в МОН, которые разделяют наши взгляды по поводу вопросов науки в стране. В зависимости от того, как поведет себя Ливанов в ближайшее время (в том числе и в том, соизволит ли он принести извинения), ОНР может скорректировать свое отношение к тем или иным людям в МОН, но нужно продолжать сотрудничать с теми, с кем может быть получен положительный результат, и бороться с теми, деятельность кого ведет к ухудшению ситуации.
Что касается предложения по голосованию, то я поддерживаю. Хотя, на мой взгляд, ситуация абсолютно ясная.
О стачке (повторяю свое сообщение, опубликованное ранее анонимно
Уважаемые коллеги! Кажется вчера г-н
Ливанов в кратком интервью телеведущему
Брилеву заверил, что якобы деньги на
повышение зарплат преподавателей ВУЗов
уже переданы в регионы и все теперь
зависит от ректоров. Далее, Ливанов сказал
(в ответ на уточняющий вопрос Брилева), что
в бюджете на 2013 г.уже заложено повышение
зарплат ППС. Однако это не так. Если Вы
дадите себе труд посмотреть
аналитическое ассигнование проекта
федерального бюджета на 2013 г., то Вы
увидите, что никаких ассигнований на
повышение зарплат ППС не
предусматривается. Во всяком случае, как я
не старался, я не смог их найти - есть самые
различные ассигнования, но ассигнований
на повышение зарплат нет. Коллеги,
предлагаю избавиться от всяких иллюзий в
отношении правительства. Поделюсь опытом,
в предвыборный период (в ноябре 2011) я от
имени забастовочного комитета Новосиб.
ун-та писал письмо Путину с требованием
немедленного повышения зарплаты вдвое,
угрожая стачкой накануне выборов и в день
выборов - 3-4 марта. Путин не ответил, но в
феврале встретился с ректорами, пообещав
поднять зарплаты вдвое. Связь между моим
письмом и обещанием Путина, по-моему,
налицо. Это показывает пути борьбы:
максимально жесткая позиция.
Правительство - не партнер, а противник.
Итог истории: Накануне выборов (в феврале)
многие преподаватели нашего факультета
получили на карточки из неустановленных
до сих пор источников (через бухгалтерию
эти деньги не проходили) крупные суммы.
Сверх зарплаты я, например, получил
"ниоткуда" 50 000 р. Это - реальные факты, и,
исходя из них (и зная, что Путин
интересуется женской поэзией, а я - автор
единственной в России монографии о
Сапфо), я могу думать, что он читал мое
письмо и что и один человек, если они
имеют имя и небольшая группа может что-то
сделать, если будет видеть в
Правительстве с Президентом не партнера,
а противника, которого следует
ПРИНУЖДАТЬ. Я полагаю, что мы можем и
должны НЕ ПРОСИТЬ, а ТРЕБОВАТЬ и БОРОТЬСЯ -
жестко и бескомпромиссно. Только так
можно что-то получить.
Наше оружие - голосование
Наверное, нынешний режим падет в результате продолжительной всеобщей стачки, а не революционных выступлений. Но заниматься организацией должны политики, или те, кто после ухода власти пойдут в политику. Но все это произойдет не так быстро, а работать хочется сейчас.
У нас есть в руках мощнейший инструмент влияние - голосование всех членов ОНР (референдум, если хотите). Так как в обществе достаточно членов, их рабочие места покрывают страну, то результаты голосования будут отражать ситуацию.
Я уже предлагал голосование по отношению к последним заявлениям-инициативам Ливанова.
Можно провести и голосование о необходимости забастовки.
Поверьте, на итоги нашего голосования будут ссылаться СМИ.
Голосование
Давайте, конечно проголосуем. Лично я всецело за. Был бы признателен, если бы объяснили, как это сделать технически.
Главное - процедура
Технически реализовать это просто, главное определиться с процедурой голосования.
1. Нужен вопрос и варианты ответа
2. Необходимо определиться со сроками голосования
3. Чтобы опрос был действителен, необходимо назначить порог участия
4. Голосуют только члены ОНР иои все зарегистрированные?
и т.д.
Без этого нет смысла начинать сам процесс голосования
Вопрос для голосования
Я бы предложил следующий:
согласились бы Вы принять участие в забастовке за улучшение труда ППС
варианты ответа
Срок голосования - неделя
Голосование считается действительным, если проголосует 50% членов ОНР.
Принимается тот пугкт, за который проголосовало большинство (> 50%)
Теперь о технической стороне дела - вверху есть меню, в нем пункт - "добавить контент". Жмите на этот пункт, выйдет подпункт - "опрос". Входите в него и заполняйте поля.
Технические моменты
1) Голосование по умолчанию открыто для всех пользователей сайта, а не только для членов ОНР. Если нужно, я на время голосования могу дать разрешение голосовать только членам ОНР, но, по моему мнению, это не нужно.
2) Если устанавливать срок для голосования (неделя), то нет смысла вводить еще какой-то порог для кворума. Сколько за неделю проголосует столько и ладно, в противном случае, скорее всего, никакого решения не будет.
3) Нужно определиться, это просто опрос или официальное решение ОНР. Если только опрос, то никакие кворумы и ограничения по числу проголосовавших вообще не нужны. Если это решение ОНР, то нужно тогда продумывать следующие шаги: сказал "А", говори и "Б". По моему мнению, до "Б" еще слишком далеко... Так что стоит просто провести голосование среди пользователей сайта. Я могу разослать по электронным адресам пользователей информацию для голосования, так что, вполне вероятно, значительная часть людей проголосует и опрос будет достаточно презентабельным.
Вопрос о забастовке
... не проработан. Я лично считаю, что забастовки надо включить в арсенал, но предлагаемые вопросы довольно абстрактны. Ну, проголосует 90% "за", а дальше :-(
Есть огромное количество простых практических вопросов, ответов на которые я лично не знаю, а надо бы знать, если это затеваешь. Забастовка должна быть "законной", чтобы человек не был немедленно уволен или лишён вообще зарплаты. Должна ли для этого забастовка быть организована профсоюзом, или группы инициативных граждан достаточно? Что говорят наши законы о забастовках? Нужно организовывать забастовочные комитеты по всей стране. Какие должны быть требования и кому они предъявляются? Местной ВУЗовской администрации? Правительству? Сколько можно / нужно бастовать -- день, месяц, семестр? Вы про какую именно забастовку хотите спросить в опросе?
Среди членов ОНР есть профсоюзные лидеры В.Ф. Вдовин, Н.Г. Демченко, М.Ю. Митрофанов (они, кстати, оказали большую помощь при сборе подписей про базовые оклады) -- с ними надо кооперироваться. Они работают в РАН, но через них можно связаться с профсоюзными деятелями ВУЗов.
Если Вы, Андрей Михайлович, серьёзно (на что я надеюсь), то заведите отдельную тему, а не здесь между строк, и постарайтесь с помощью общественности выяснить базовые вещи, а потом можно будет уже проводить опрос, когда вопрос будет хорошо поставлен.
Пока что можно выяснить лишь смутное общее настроение. Если цель опроса эта, то спросить надо как-то так: 1) считаете ли вы, что забастовка ППС с требованием улучшения условий труда ППС целесообразна? (да/нет) 2) Приняли бы Вы лично участие в такой забастовке, несмотря на риск быть уволенным или потерять в зарплате? (да/нет)
Вопрос поднял не я
а Тимофей Геннадьевич Мякин, я как Вы, выразил сомнения. И предложил проверить настроения опросом. Поскольку ТГ не знал, как запустить опрос на сайте, я попытался объяснить ему этот процесс.
Но настроение проверить не мешает, я не уверен, что за забастовку выскажется даже половина людей. Хотя ТГ утверждает, что они далеко продвинулись в Новосибирском университете.
Забастовку, по нынешнему закону, практически невозможно легально организовать, а градус негодования еще достиг порога закипания.
Но опрос необходим, Ваша формулировка хороша. Но я бы ограничился для начала только первым вопросом, чтобы не нагнетать обстановку. Но без высказывания ТГ, как автора идеи, я бы не хотел начинать опрос.
Заявление Ливанова необходимо осудить
Правительству следовало бы начать с извинений перед преподавателями, а подобный тон устраняет последние сомнения - министр и правительство (с президентом) не интересуются положением преподавателей, ВУЗами и пр. Их цель- максимально сэкономить на нас. Осуждаю заявление Ливанова и предлагаю подумать (см. мой комментарий "О стачке" и пр.), действительно, о забастовке. Неужели за 20 лет нам еще не стало понятно, что правительство НЕ заинтересовано в существовании в России ВУЗов, науки и тому подобных непонятных и не приносящих прибыли (с их точки зрения) вещей? Предлагаю исходить из того, что на карту поставлены судьбы просвещения в России вообще. Наиболее разумно, поэтому, исходить из того, что стачка должна нанести как можно более чувствительный удар по правительству. Была бы оптимальна, например, стачка в мае-июне (отказ от участия в ГАКах и отказ проводить сессию у студентов). Это - наиболее действенный вариант, т. к. заденет и интересы богатых студентов и т. д. Далее - странно читать об опасениях коллег, что "посадят, как только соберемся". Думаю всегда можно найти большую аудиторию в ВУЗе. И никто не посадит. Нас в НГУ не посадили, и даже вообще никто не обратил внимания (если честно:)). Поэтому нужно, чобы обратили. Начать, однако, нужно со Съезда членов ОНР, на который следует пригласить максимум прессы. При этом тон заявлений должен быть МАКСИМАЛЬНО ЖЕСТКИМ. Не надо тешить себя иллюзиями. Перед нами - враг, а не партнер, перед нами стяжатели и разрушители России, а не созидатели. На Съезде ОНР могло бы: 1) конституироваться в политическом плане, принять несколько международных обращений к зарубежным коллегам по внутренним делам следовало бы просто потребовать от правительства прекратить двадцатилетнее безобразие с зарплатой и призвать всех ученых и ППС, сидящих на этой зарплате, прекратить работу 2) неплохо выглядели бы и символические акты - например, сожжение чьего-нибудь чучела и т. п. Сценарий стоит хорошо обдумать.
Cколько получает министр образования невысокого уровня?
Высказывания чиновника довольно активно комментирут http://www.echomsk.spb.ru/blogs/martynov/9954.php.
ОНР занимается документом:"Обращение о повышении базового оклада ППС в ВУЗах". В этой увязке можно было бы оценить заявление "министра образования невысокого уровня", как явную ложь.
Ответ министра на критику
В Москве средняя зарплата профессорско-преподавательского состава меньше 30 тысяч рублей в 8 вузах, сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в своём твиттере. Таковы результаты мониторинга средних зарплат по октябрю. В сентябре средний доход преподавателей в московских вузах составлял 46 тысяч 450 рублей. В 59 регионах зарплата ППС была выше средней по экономике. Всю информацию глава Минобрнауки России обещает опубликовать.
Так что формально министр прав, но вся хитрость то именно в этой средней зарплате - а за распределение зарплат в каждом конкретном ВУЗе министр не отвечает.
Даёшь медианную зарплату!
Ещё радужнее показатели будут, если сообщать среднеквадратичную зарплату.
Мне кажется, назрел момент, когда от МОН можно требовать
а) сообщать в статистике по ВУЗам (и не только) не среднюю, а медианную зарплату (т.е. ту, которая делит весь ППС на две равные половины)
б) потолка в отношении зарплата ректора / профессора
в) обязательной публикации доходов из госбюджета через кассу организации. (Как в капиталистических США, с которых наше начальство думает, что берёт пример.)
Насколько я понимаю, все три пункта в компетенции министра -- через Думу это проводить не надо. Мы
не требуем публикации зарплат во всех других бюджетных ведомствах. Пока.
Полностью поддерживаю, хотя
Полностью поддерживаю, хотя это и программа-минимум. Сейчас в твиттере задал министру вопрос по поводу того как средняя расчитывается и входят ли туда доходы ректора. Посмотрим что ответит. Задал вопрос и про медианную, но там формат дурацкий, всего кажется 128 символов можно написать, так что это "отрезалось".
Нормальная стат. обработка
На том же Западе есть стандартный набор финансовых показателей Университетов, включая медианную зарплату, децильные или квинтильные коэффициенты и т.д. и т.п.
Я уверен, что чиновники МОН, неоднократно знакомившиеся с западной системой в командировка по обмену опытом, все прекрасно знают и понимают. И их слова вполне осознанны, так как говоря "средняя зарплата нормальная," они просто переводят стрелки с МОН на управление университетами - они ведь даже слово ректор боятся сказать, вдруг кого с высокими покровителями заденут!.
Так проще ведь, чем взять стандартное ПО и за пару секунд получить полный стандартный стат. анализ распределения зарплат в ВУЗе.
А может ли кто, из уважаемых членов ОНР
Может ли кто-нибудь продемонстрировать пилотный вариант "стандартного стат. анализ распределения зарплат в ВУЗе."? Я-то - нет, к сожалению.
Нужны исходные данные - навскидку, есть реплики по "Обращению о повышении базового оклада ППС в ВУЗах", есть и другие источники или их можно найти.
Интересные примеры обработки встречались по поводу "выборов" минувшей зимы с отклонением от "Гаусса". Но, сейчас, исключительно об официальных доходах в научных учреждениях речь.
Сегодня на канале НТВ
в новостной ленте был большой критический сюжет по высказыванию министра Ливанова о зарплатах ППС.
http://www.ntv.ru/video/378349
Откудв СРЕДНЕЕ
Таинственное среднее как в вузах, так и в РАН есть рузультат высокой оплаты административно-технической части. Вы не найдете водителя, который будет работать меньше чем за 60 тыс руб. А он хотя бы один реально нужен. Вам нужен квалифицированный плановый отдел и квалифицированная бухгалтерия, квалифицированная инженерно-техническая часть и все они объективно на рынке труда стоят столько, сколько стоят в коммерческих организациях. Даже если директор института или ректор не пишет себе заоблочную зарплату, то все равно около 30-40% (экспертно) фонда зарплаты должно идти на административно-технический аппарат. Хороший, надежный аппарат безусловно нужен. Он необходимое условие стабильной работы и ему необходимо соответственно платить. Это реальность. Но, соотвественно собственно "производственной силе". более многочисленной. дастается в среднем много меньше средней зарплаты при всех надбавках.
Отсюда следует, что статистика оплаты должнв раскладываться на две статьи
1. Оплата труда администратисвно-инженерно-технического состава
2. Оплата труда преподавателей и научных сотрудников.
Так как в первом секторе текучесть не высока, а этот сектор чисто рыночный, то значит в нем с оплатами все в порядке и "слава богу". Качество его работы не обсуждаем-это проблема администрации.
Второй сектор имеет крайне ограниченный рынок и, соответственно, оплата его труда по условию гулаговская. Следовательно, ставя задачу об оплате труда, позволяющей качественно выполнять как преподавательскую, так и научно-исследовательскую работу, а не бегать по дополнительным зароботкам, должна быть повышена до уровня среднего по региону для мнс с соотвествующим повышением для следующих категорий. Почему так.
В науке и преподавании могут эффективно работать только люди, имеющие к этому определенное призвание и находящие в самой работе удовлетворение. Таких не так много. Слишком высокий оклад на уровне коммерческих организаций для начинающего специалиста привлечет в НИИ и ВУЗы баласт. Средняя по региону оплата мнс для лиц, ставящих материальное благосостояние на первый уровень ценностей - непривлекательна. Вообще теоретически в среднем оплата труда в Вузах и НИИ должна быть немного ниже, чем в коммерческом и производственном секторах экономики. В то же время у преподавателей несколько больше, чем у строго научных работников. Но это детали.
Ливанов был ректром и, по-видимому, далеко ушел от реальности. Интересно было бы посмотреть его карьерный рост и его инденкс публикаций.
Судя по его первым высказыванием он неадекватно воспринимает реальность.
Присоединяюсь к тем кто утверждает, что только МЫ, а не правительство, президент и все прочие, профессионально отвечаем за то дело, которому мы служим. Поэтому васе наши действия направленные на его развитие морально и профессионально оправданы. Единство действий определяется градусом напряжения.
Наверное правильно провести опрос. (правда надо, чтобы с вопросами помогли социологии), цель котрого объективно выявить ключевые больные места в высшем образовании в первую очередь и науке, во вторую и положить его на стол власти предержащих. Если реакции не будет, то должны быть реализованы следующие более жесткие шаги.
Путь долгий и сложный, но юридически валидный.
Предложение по высказывню мнений
Согласен с Дмитрием Игоревичем в отношении проблем с организацией забастовки на данном этапе. Но время терять нежелательно,надо предпринимать действия,показывающие несогласие ППС со сложившимся положением в сфере образования,в том числе с уровнем зарплаты.
Я,не будучи членом ОНР.но являясь зарегистрированным пользователем сайта,хотел бы внести на обсуждение предолжение об организации акции,подобной флэшмобу,которую можно было бы организовать в течение месяца.Вот что я имею в виду:
В определенный период (от 2-3 дней до недели) научно-педагогические работники обращаются посредством электронных сообщений на сайт Президента или Премьер-министра в рамках госуслуг.Такое обращение предполагает обязательный индивидуальный ответ в течение 30 дней.Массовый характер обращений,безусловно,привлечет внимание руководителей государства. Вопросы,затрагиваемые в обращениях,можно обсудить на сайте,но они могли бы быть и индивидуальными в рамках темы.
Для учета количества участвующих в акции на сайте можно поставить счетчик, где каждый отправивший сообщение отмечает свой голос.
Я не призываю к противостоянию с властью. Задачей акции считаю доведение до власти реального состояния образования и науки в России.
Организацию мероприятия можно подготовить с помощью профсоюза,общественных организаций.
Массовое давление на сайт президента
Не плохая идея. Ответы интересны сами по себе. Желательно определиться с формулировкой вопросов.
Я апрнрорсрвал ЗА, но если преподаватели могут реально бастовать, научные работники могут только митинглвать
Забастовка – путь в тупик
Прежде всего, для того, чтобы провести массовую забастовку, необходимо обладать как опытом организации подобных мероприятий, но и ресурсом «социального влияния». Полагать, что тысячи преподавателей России дружно примут участие в забастовке по первому зову ОНР – по меньшей мере, наивно.
В Конституции и Трудовом кодексе РФ чётко говорится о праве на забастовку только как о форме разрешения коллективных трудовых споров. Причём ст. 309 ТК РФ предусматривает организацию забастовки только в тех случаях, когда примирительные процедуры между работниками и работодателями не дали эффекта. Представляется, что авторами многих высказываний забастовка трактуется иначе – как массовая протестная акция, т.е. неконституционно. Об этом открыто сказано в комментарии Т.Г. Мякина от 21.11.12, который призывает «видеть в Правительстве с Президентом не партнера, а противника, которого следует принуждать». Это – наивность, помноженная на экстремизм почти в духе декабристов.
На мой взгляд, проблемы, обсуждаемые в данной теме и других, прямо связанных с ней (зарплата, псевдонаука и плагиат, ректорский произвол) – компоненты одной «операционально замкнутой» системы. И менять нужно всю систему организации образования, а не её отдельные компоненты. Допустим, что министр извинился или даже его заменили. Что изменится? Или, скажем, будет изменён порядок оплаты труда ППС. Но у любого ректора есть множество законных способов моментально вернуть всё «на круги своя». Например, проведя решение о повышении учебной нагрузки на ставку. В связи с этим предлагаю следующее.
1. Создать из членов ОНР группу из 2-3 чел., компетентных в вопросах организации и управления образованием. Поручить ей сформулировать предложения системного характера Президенту и Правительству РФ. Важно признать, что нужно образовательную политику в корне менять, а не закон «Об образовании» редактировать, он – лишь инструмент реализации образовательной политики.
2. После одобрения ОНР довести их до адресатов посредством электронных сообщений, как это предложил В.Н. Попантонопуло в комментарии от 23.11.12. Одновременно организовать широкое обсуждение этих предложений научно-педагогической общественностью через СМИ.
3. Принять на себя часть полномочий и ответственности за реализацию этих предложений, иными словами, постараться ввести постоянный общественный контроль деятельности образовательных учреждений и управленческих структур.
Болтовня надоела
А кто уполномачивал ОНР заниматься разработкой подобных предложений? У министерства есть сотни специалистов, которые за несколько иную зарплату, чем сотрудники НИИ и вузов, в качестве должностных обязанностей обязаны заниматься такими разработками.
Пока ни одно предложение ОНР, даже несистемного характера, не было востребовано правительством. Мне кажется, что ряд постов на этом форуме в очередной раз уводят нас в пустую болтовню и прожектёрство. А в связи с тем, что руководство ОНР так и не сформулировало свою позицию относительно оскорбительных высказываний господина Ливанова, всякие нехорошие мысли возникают.
Опрос - уже не болтовня, а способ действия
Если проголосоют хотя бы пара сотен человек, то можно обращаться к СМИ с пресс релизом. С ярким заголовком: 65% (квалифицированное большинство) преподавателей ВУЗов - членов ОНР считают возможным принять участие в забастовке с целью улучшений условий труда. Это способ пропаганды нашего мнения.
Конечно, забастовку в современных условиях легально организовать невозможно. Но сама постановка вопроса о забастовке имеет смысл.
Гуманитарии тоже пытаются объединиться
И пытаются создать сообщество преподавателей российской высшей школы
Интересно, будут ли у них квалификационные критерии для членства и, если будут, то какие?
Я им уже написал
... и предложил взаимодействие.
Хорошо бы обсудить подходы
по квалификационным критериям для грантов-стипендий. А то неясно, как с ними поступать.
Необходимо давление на правительство
Уважаемые коллеги,
вчера я получил по обычной почте письмо от Министерства образования в ответ на наше обращение (письмо за подписью И. А. Мосичевой, зам. директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования). Вы не получали таких писем? Нас там заверяют, что, действительно "во имя исполнения" президентских указов от 7 мая правительству и регионам "предусмотреть бюджетные ассигнования" на 2013, 2014 и 2015 гг. Вновь обещают, что к концу президентства Путина (к 2018 г.) "зарплата преподавателей... будет ПОСТЕПЕННО увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике". Однако, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за исполнение путинских указов возлагается на ректоров ВУЗов.
Я не согласен с коллегами обвиняющими меня в "экстремизме" и пр. Ведь достаточно сопоставить это письмо с РЕАЛЬНО предполагающимися ассигнованиями ВУЗам, легко увидеть (в той самой планируемой росписи ассигнований по новому бюджету 2013, о которой я говорил и которую можно скачать с сайта правительства), что НИКАКИХ средств на повышение нам зарплаты правительством НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Это просто медицинский факт, как писали Ильф и Петров. Т. е. правительство избрало тактику заматывания, забалтывания, коллеги. Цель этих действий - очевидна: 1)переключить внимание активных преподавателей на ректоров ВУЗов и тем самым выиграть время; 2) изобразить перед наивными "выполнение обещаний" их не выполняя. Впрочем, не только я получил эти письма, я думаю, и Вы все сами видите. Правительство нас элементарно обманывает. И предложения о полезности деятельности каких-либо "групп" в таком контексте, извините, смешны. Все это лишь подтверждает мои слова о том, что на правительство НЕОБХОДИМО оказывать серьезное и максимально жесткое давление. Во-первых, необходимо вывесить в Сети и распространить в СМИ призыв к забастовке, явно и недвусмысленно дав оценку деятельности правительства. Да, это политическая акция, но неужели у здравомыслящего человека, который способен проверить слова фактами (например, просто сопоставить ложь Мосичевой о выделении ассигнований с реальным ОТСУТСТВИЕМ каких-либо ассигнований под эти цели в планируемой по ВУЗам росписи ассигнований), неужели у этого человека возникнут надежды на то, что правительство всерьез думает решать эти вопросы. Кстати, дальнейшая тактика прослеживается ясно: если мы вновь укажем, что на самом деле ассигнований из федерального бюджета нет, нам отпишутся, что ответственны регионы, а регионы будут отвечать, что денег нет, и что обращайтесь к ректорам. Категорически призываю Вас сделать следующее: распространить обращение с тем же числом подписей (просто - в развитие предыдущего обращение, никто, полагаю, возражать не будет) в Сети и через СМИ - об обмане со стороны правительства и лично В. В. Путина, с призывом к Всероссийской стачке преподавателей ВУЗов. Для сомневающихся замечу, что в России свобода слова, и что "волков бояться в лес не ходить". Далее - следует перевести обращение на английский (добавив туда цифр и картинок, описывающих жизнь преподавателей) и направить в ведущие университеты, газеты и журналы, с призывом выразить солидарность с российскими учеными и преподавателями ВУЗов. Это - наш долг перед российской наукой, если хотите. Мы имеем дело с сознательном обманом и позволять себя водить за нос не имеем права! В конце концов, пример отношения к ВУЗами в России настолько вопиющ по своей наглой бесстыжести, что каждого мыслящего свободного человека должен заставить выступить против такого, поскольку это опасно и для высшего образования во всем мире. Я буду рад, если кто-то с фактами в руках убедит меня, что И. А. Мосичева не солгала, и что есть ассигнования и пр. Но на деле их нет. И, добавлю, уверен - НЕ БУДЕТ.
Как улучшить ситуацию в высшем образовании
В настоящей заметке мне бы хотелось остановиться на моих разногласиях с akg, и предложить ряд мер по улучшению ситуации. Я конечно согласен с тем, что и число защит диссертаций у гуманитариев, включая педагогов, и число выпускников превысило все мыслимые и немыслимые нормы и надо с этим бороться.
Встает вопрос – а как? И вот тут у меня и возникают разногласия с akg. Дело в том, что для меня неприемлемы любые резкие изменения, причем не обговоренные заранее. Это просто область для бюрократического произвола и повод для расправ с критиками под разговоры о неполноценности оппонентов (неэффективности). Правила игры не обговариваются заранее, не обсуждаются с широкой общественностью.
Тем не менее, проблема должна быть решена, но как к ней подойти? Сначала надо признать, что битва за бакалавров уже проиграна, исправление ситуации займет годы. А начать борьбу надо на уровне магистратуры/аспирантуры.
С бакалаврами пусть потихоньку разбираются работодатели-олигархи, изменяя структуру экономики и зарплаты работников наемного труда, государство, плодящее миллионы неквалифицированных работников, родители, оплачивающие обучение, и т.д. Вообще, общая проблема в том, что у нас все дипломы (бакалавр, магистр, кандидат, доктор) - государственного образца. Это уравнивает все дипломы и позволяет бездарям паразитировать за счет лучших. Мало того, эта ситуация позволяет кормиться огромному числу бюрократов, отвечающих за лицензирование, аттестацию, аккредитацию и т.д., а также морю педагогов, промышляющих ГОС, УМКД и тд. Поэтому, надо ослабить административное давление, сократить бюрократов и возложить заботы о качестве на сами вузы, выдающие дипломы.
Квалификация магистра предполагает овладение навыками научно-исследовательской работы, поэтому преподавание могут вести только те, кто занимается исследованиями. В то же время большая часть вузов просто не входит в Scopus, у нас в Самаре из 11 госвузов только 5 можно найти, набрав наш город в строке поиска. Не представлены экономисты, педагоги, железнодорожники, культура, архитектура и строительство, сельское хозяйство. Вопрос, почему в этих вузах должна быть магистратура и аспирантура? Кто в ней будет учить навыкам научно-исследовательской работы?
Надо объявить критерии, что должно быть не менее 10-ти человек с публикациями WoS, Scopus для открытия аспирантуры и магистратуры. И все. Останется 100-150 вузов. Не будет лишнего шума. Преподаватели с публикациями будут в дефиците. А каждые 3 года решение можно пересматривать, работайте.
Но так при Ливанове не будет никогда,.
Интересно, а как Вы
Интересно, а как Вы предлагаете "возложить заботы о качестве на сами вузы" если эти самые вузы вовсе не хотят возлагать на себя какие-либо заботы, а наоборот, хотят продавать корочки при минимальных затратах на обучение, а ещё лучше совсем без обучения?
Идеальный наиболее коммерчески эффективный вуз - лоток в переходе метро или на привокзальной площади, приходит абитуриент, платит деньги, забирает диплом и уходит. Минимум затрат - максимум прибыли в кратчайший срок.
Обратите внимание, даже по официальным данным министерства в 17 филиалах вузов вообще не оказалось ни одного преподавателя!!! Какое высшее образование можно получить в таком вузе?
Вот Вы формулируете проблему что дипломы все гособразца, но вместо того, чтобы заставить государство исполнять прямые обязанности по государственному контролю государственных дипломов, Вы предлагаете вообще ничего не контролировать, пусть каждый рисует свои дипломы. Это сродни предложению разрешить каждому рисовать свои деньги, полностью отказавшись печатать государственные рубли.
Что из этого выйдет представить не трудно, сейчас в России более 3000 вузов, если разрешить любому кому попало рисовать и продавать дипломы, то на следующий же день в России будет уже 30 000 000 вузов и каждый будет продавать свои дипломы и ни один работодатель будет не в состоянии из этих сотен миллионов дипломов выбрать какие "настоящие", какие "полунастоящие", а какие просто промакашки.
В сфере науки и образования система верификации и легитимности совершенно необходима, также как в любой другой значимой сфере общественной жизни. То, что существующая система работает плохо, это не аргумент, что нужно вообще всё разрушить!
Самое страшное бюрократы от образования
Именно они выдают лицензии, акредитации и аттестации, и чтоб эти бумаги ценились - придумали диплом гос. образца. Якобы по единым требованиям и ГОСам. На самом деле, все это профанация, а диплом то государственный, работодателю не признать его нельзя.
В качестве контпримера приведу ситуацию с академиями, сколько их развелось? В любом переходе можно купить звание академика. И что?
Кстати, я предлагаю все дипломы привязывать к вузу, никаких дипломов государственного образца. Все же стандарты образования должны утверждать саморегулирующие организации. И никаких чиновников.
Так и сейчас вузы могут
Так и сейчас вузы могут выдавать дипломы негосударственного образца на внебюджете, никто им этого не запрещает. Только кому такие дипломы нужны? Практика показывает, что негосударственные дипломы никому не нужны, не востребованы они. С академиями то же самое, есть государственные академии, быть избранным в члены которых почётно и востребованно, а есть всякие академии хиромантии и астрологии, которые серьёзному человеку нафиг не нужны, наоборот маркируют людей недалёких и с нетвёрдыми моральными принципами. Но почему нельзя отказываться от государственного контроля бюджетного образования - государство выделяет деньги налогоплательщиков на обучение и обязано контролировать резутльтат! Вы у какого врача хотите лечиться, имеющего диплом государственного образца, или имеющего диплом Волгоградской медицинской академии? Вы готовы перед тем, как пойти в поликлинику, лично поехать в город Волгоград в тамошний медвуз и лично проконтролировать качество обучения вашего участкового врача? Особенно если он этот вуз окончил 20 лет назад и те, кто его учил, давно на пенсии? Чего вы добъётесь отменой дипломов гособразца - вакханалии фальшивок, верифицировать которые невозможно! Это то же самое, как вместо рублей разрешить каждому рисовать свои собственные деньги.
Не могу молчать
Две вещи. Нужно сделать.
1. Нормальная зарплата предподавателям вузов. Чтобы они могли на что то жить.
2. Чтобы студенты четко знали что от уровня их обучения зависит их уровень жизни.
И больше ничего не нужно делать в высшем образовании.
Страницы