11
Апр
2017

Подготовка ОС ОНР: Резолюция по реформе аспирантуры

Читайте также другие материалы по теме: 

Васильева предлагает сократить число аспирантов на кафедре до трех
 
"Аспирантура должна стать приоритетна, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должно быть не поток 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре", - сказала сегодня министр на встрече с сотрудниками и студентами МГТУ имени Н. Э. Баумана.
 
Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/obschestvo/4173361
 

Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре:

 

Ранее: Минобрнауки готовит реформу аспирантуры:

https://meduza.io/news/2016/09/22/minobrnauki-gotovit-reformu-aspirantury

Уважаемые коллеги, мне кажется, что будет уместно нам выразить категорическое несогласие с новой политикой МОН в отношении аспирантуры, например, в виде резолюции ОС.

Ваше мнение?


 

Слишком много аспирантов!

А мы то всё думали - почему у нас наука в застое?  Оказывается - слишком много аспирантов. Спасибо Васильевой - объяснила ...

Дело не в количестве аспирантов

В  самом  новом   формате  аспирантуры.  Который   фактически    крайне  усложнил   само  существоаание  аспирантуры  в  академических  институтах -     что,  конечно,  вполне в   логике  МОН  "наука  в  первую  очередь  должна  быть в  ВУЗах".

Формат аспирантуры

У нас и до этого этот  "формат" был убог, и сейчас тоже. Если стипендия 7-8 тыс руб и у аспиранта нет рабочего места, то он наукой будет заниматься в свободное от работы (как правило не связанной с наукой) время. 

Давайте отделять мух от котлет

Насчет   стипендий  и  рабочих  мест  -   совсем  другая  проблема.   Хотя   согласен,  что  стипендия    низкая  (как  и  базовые   зарплаты  нс).   Насчет  места   работы   -  ну  если  его  нет,  не   берите   аспиранта.  Мы  находим.    

Сейчас  же  произошел  резкий  перекос   от  собственно    научной  работы   к  образовательно-педагогической  части    -    и  это  не  есть  хорошо. 

Все связано

1) Вы предлагаете на гос уровне ориентироваться на те группы, которые "находят" помещения для аспирантов? В ВУЗах у аспирантов вообще мало где есть собственный хотя-бы угол.

2) перекос в сторону образовательной аспирантуры тоже понятен. Во-первых, Вы прекрасно знаете, что подавляющее большинство аспирантов никакой наукой не занимается. Часть людей скрываются в аспирантуре от армии, другая часть в аспирантуре получает бесплатную комнатенку в общежитии. Стипендии на жизнь недостаточно, значит подрабатывают. И делают вид что "учатся в аспирантуре". У подавляющего большинства аспирантов за время аспирантуры в печати только тезисы. И ни одной научной публикации. Поэтому, если они наукой не занимаются, то неплохо бы им хотя бы какие-то курсы дать, чтобы совсем время не впустую прошло. Во-вторых, подобный подход с большим числом курсов это "западный" подход, являющийся основой Болонского процесса, под которым Россия подписалась. На мой взгляд, очень полезно для аспирантов получить 5-10 спец курсов в аспирантуре. Желательно на английском для естественных наук. Другое дело, что и тут произошёл перекос в сторону "образованческих" курсов, имеющих мало смысла. И тут я с Вами полностью согласен. Хочу поделиться с Вами ещё одним фактом. На западе в аспирантурах в некоторых ВУЗах сделали обязательной такую дисциплину как философия! Может быть начали понимать, что их узкие специалисты не видят горизонта. 

3) я против квот на аспирантов по кафедрам. Кафедры разные. Мне не нравится текущая ситуация, когда на 10 профессоров приходится 2 аспиранта. Должно быть наоборот. И в этом смысле предложение министра противоречит моим представлениям. Но разбазаривание ресурсов на якобы аспирантов, которые и не планируют заниматься наукой и даже вообще защищаться, а таких подавляющее большинство, это тоже мягко говоря не хорошо. Собес...

Квоты на аспирантов

 я против квот на аспирантов по кафедрам

Я тоже против квот на аспирантов по кафедрам. Более того, сама формулировка квот по кафедрам  мне не очень понятна. У аспиранта есть научный руководитель, и можно было бы говорить о квотах для руководителей иметь аспирантов. Скажем профессор единовременно может иметь не более трех аспирантов. Более того, профессоры тоже разные. И при распределении таких квот среди профессоров следовало бы учитывать как научную работу профессора (здесь и далее под профессором понимается руководитель аспиранта), так и предысторию защит аспирантов у данного профессора. 

А то мне известны случаи когда у некоторых руководителей аспирантов было валом просто потому, что руководитель ничего от них особенно не хотел, нагрузка падала, аспиранты косили от армии. Также есть примеры, когда "важный" профессор набирает себе аспирантов, но не имеет за последнее время публикаций в приличных журналах. Как он будет руководить и чему будет учить?

Короче говоря, много чего разного и важного есть в аспирантуре, но  введение каких-то квот не кажется главной и первоочередной задачей.  

Да вообще в этой жизни все связано ...

1.  Вот  в  ВУЗе    для   сотрудников  с  местами как  ? Если     нужен  человек, а  стула   нет   -  не  возьмут ?  Или  будут  искать     внутренние  ресурсы  ?  Это  проблема  общая,  не  аспирантская   -   территории везде   поделены  и  их  передел  всегда  вещь  сложная.   Но  -   решаемая.

2.  Ну    вот  правда  не  знаю.    У  нас   в  институте  все   именно ею  и  занимаются.   В  подавляющем  большинстве  имеют   публикации к  концу  аспирантуры.   Если  не  занимаются   -  уходят.  Точнее,   мы   уходим  их.  Про  полезность  спецкурсов   -  соглашусь,  но в  гибком  варианте,  не  завязанном  на    существующую  жесткую  схему. 

3.  Про квоты   -    у  нас  все    не  так.  Есть  общий  план  приема по  институту.  А  далее    есть  клиент,  есть  потенциальный   руководитель  -   служебка     директору   -  виза -   экзамены.  И  никого    не  волнует  по  сути,  сколько   будет  аспирантов  у  руководителя  Х.  Только  одно  "но"   -    если   сам  предполагаемый  руководитель  не   ах  и  лаба     слабая,    могут   быть   вопросы.   Пока    обычно  число  желающих  меньше  квоты,  расходимся без    проблем.   Но   при  этом    московскую  молодежь  предпочитаем  брать  на   ставки   и  экономить  места   для  иногородних.

Согласен
похоже грядут нешуточные реформы
конструктива мало и позитива

поэтому это вопль в пустыне. Любая реформа болезненна (даже если хорошая и умная) поэтому нужно игнрорировать всякие вопли. Вот когда останеться только пустыня - можно будет сделать вывод что что-то пошло не так. 

Надо было сначала похвалить за решение всяких проблем. Потом, может быть, отметить актуальность некоего элемента реформы и затем добавить конструктивное предложение как сделать еще лучше, чем даже есть сейчас. 

Кстати, конструктивные предложения без критики вызывают намного большее раздражение у начальства, чем всякие вопли и стенания. 

Например, размышления что "не должен профессор читать 7 лекций в неделю..." . А сколько должен? - 15 лекций? Помнится коллега прочитавшая 5 лекций за день выглядела несколько уставшей но ведь не померла же!  А так статья хорошая и отражающая многие ключевые проблемы. Только ее надо в более публичных и массовых изданиях публиковать типа комсомольской правды и т.д.

 

Проблемы аспирантуры

Их много, перечислю основные, на мой взгляд:

1. Из 4 аспирантов защищается только 1 (в среднем по стране) Именно поэтому министр и говорила о непонятной бумажке по окончанию аспирантуры

2. Перевод аспирантуры в третью ступень образования привел к тому, что аспирантам поставили кучу курсов, причем почти все по педикюру. особенно много педагогики. Причем все курсы обязательные, возможности выбора нет. И курсы эти поставили, чтобы дать нагрузку "нужным" и "заслуженным" людям. Первые 2 года аспирант полностью загружен педикюром.

3. Для того, чтобы открыть аспирантуру, нужна "образовательная" лицензия, то есть куча бумаг и постоянные проверки и акредитации. Это сразу отсекает РАН и исследовательские институты.

4. Не решены проблемы финансирования исследований с участием аспирантов.

Что можно сделать полезного и без лишних затрат.

Не понятно, почему аспирант привязывается к кафедре, а не к научному руководителю? И к текущему объему финансирования. На Западе аспиранты движущая сила грантов, за счет них и живут. У нас делаются попытки включить в госзадание защиты в качестве показателя. Необходимо расшить эту практику и половину мест аспирантов по России распределять в виде проектов с финансированием и показателями. Как в госзадании. То есть объявлять ежегодные конкурсы с квотой по направлениям подготовки. Тысяч 400 в год на аспиранта в области естественных и технических наук, 300 на гуманитария. По крайней мере можно попробовать.

Отменить положение об аспирантуре, как 3 ступени образования, и вместе с этим весь педикюр.

И дать возможность университетам и РАН присуждать свои ученые степени, без всяких ВАК. А также устранить детализацию в специальностях. Компьютерные науки, например, должны быть одни, а не куча специальностей в рамках 05.13.хх

 

Согласен частично.

1  -  тут  есть  вопросы  по  статистике.   Защищаются  когда   - во  время  аспирантуры  или  защищаются   вообще ?

2 -  согласен  на 1000%

3  - у  нас   есть  лицензия.   НО   КАКОЙ   ЭТО  ГЕМОРРРОЙ !!!

4 -  оно   уже  появляется, за  аспирантами  идут  деньги  (институт  РАН\ФАНО).  Но  суммы  пока   далеки  от  400  тысяч.

Статистика говорит о защитившихся вовремя

При этом, понятие вовремя включает не только защиту досрочно и в год окончания аспирантуры, но также и  год после окончания. Это 90% всех защит аспирантов.

Сейчас финансирование идет вслед за выделенными местами и для аспирантов, и для магистров, и для бакалавров. Причем оно зависит и от специальности. Для остродефицитных специальностей финансирование в 2 раза больше, чеи педикюр. И даже распределение мест конкурсное. В конкурсе участвуют университеты.

Речь же идет о том, чтобы перенести конкурс на уровень научных руководителей и соискателей.

надо "увязать" число аспирантов

не к кафедрам/лабораториям - а к науч.рук. Правда и сейчас есть "потолок": не более 5 аспирантов "в одни руки". Мне, что это многовато: при 4-летней аспирантуре получается до 20 аспиров на профессора. Так что идея о снижении "аспирантской численности" - вполне здравая. 

А перевод аспирантуры как пост-дипломное, перегруженное педагогикой, образование - считаю неправильным. Но, к сожалению - закон уже принят. Можно, конечно, попытаться как-то минимизировать вред от него - но это мало реально при нынешней парадигме деградации развития науки.

Много или мало

 что это многовато: при 4-летней аспирантуре получается до 20 аспиров на профессора. Так что идея о снижении "аспирантской численности" - вполне здравая. 

А как такой профессор руководит 20 аспирантами, если это реальное руководство?

И потом, мне кажется, тут некоторое смешение проблем, 20 на профессора, наверное много, но вот если было три, а станет нуль, то это совсем уже другое дело. А с учетом наших реалий так и получится. 

1. В общем, квота аспирантов целесообразна (если уж надо) для научных руководителей. 

2. Квота должна зависеть от предыстории, как защищались предыдущие аспиранты у данного руководителя. 

3. Квота должна зависеть от научной работы руководителя, насколько он успешен в научном плане.  

полностью согласен

Вот именно такие предложения и имеет смысл вносить от ОНР!

А про 20 аспирантов - это реальный пример одного очень успешного администратора. И это ещё хороший вариант - т.к. с ребятами "возятся" другие сотрудники-подчинённые. А есть и просто "вариант рабочие руки". Я сам лет 5 жизни побыл в подобном "рабстве", так что предложение "как защищались предыдущие аспиранты у данного руководителя" - очень правильное!

Квота+гранты

Возможно можно или даже нужно установить минимальную квоту на научн. руководителя, финансируемую из бюджета. В принципе, если ты "научный" профессор, то обязан иметь учеников. А если их нет, то какой же ты профессор. К каждому аспиранту должно быть привязано разумное финансирование, достаточное на разумную зарплату и поездки на конференции. Однако, квота должна/может увеличиваться за счёт грантов. То есть под грант можно/нужно брать дополнительных аспирантов. В системе грантов нужно предусмотреть такую возможность, а грант должен быть привязан к учебному циклу аспирантуры, то есть 3-5 лет. 

Ученые комментируют возможное сокращение мест в аспирантуре
Квоты и направления подготовки аспирантов

Мне вот показалось еще уместным заметить, что введение квот или, точнее говоря, сокращение числа аспирантов, должно касаться разных направлений подготовки по-разному. Вот смотрите, по данным за 2014, стр. 56 (более новых под руками не нашел) число аспирантов в 2014 году:

Физмат науки - 4991

Экономические науки - 11495

Пед науки - 5024

Технические науки - 23644.

Может действительно, у нас много аспирантов, но только по экономике с педагогикой? 

 

 

сокращение числа аспирантов

может иметь и естественные причины. Ввведение магистратуры автоматически отсекает от аспирантуры бакалавров. Вовсе не все захотят тратить на то чтобы стать ученым 6 лет (2 года магистратуры+аспирантура). Исключением будут желающие откосить от армии. 

по экономистам - стоило бы выделять бюджетные места для людей уже имеющих высшее образование по техническим специальностям. Например, в магистратуре. Потому что у нас и так избыток экономистов не разбирающихся в производстве, экономике рынке но пытающихся всем этим управлять. Заодно и аспирантов будет поменьше и уровень диссертаций получше. 

 

Квалификация автора статьи сомнительна

Я впервые в жизни встретил долность "взрослый научный сотрудник".

Новое постановление

А. Р. Хохлов: Окончательно оформлено и подписано постановление Президиума РАН №179 от 27 ноября 2018 г. «О совершенствовании системы аспирантуры в Российской Федерации».

"1. Ключевым образовательным элементом в аспирантуре является научная работа." - Но это же всё было! Один раз в неделю философия и иностранный язык, и только в первый год!!

Счастье бедняка - найти, что потерял.

 

 

А Васька слушает - да ест ...

У   нас  изменили  ФГОСы ?  Мы  -  увы  -   ничего  не  нашли.   А  формально  по  числу  часов   в аспирантуре   и  сейчас   научная  часть  много    больше   образовательной. 

Констатация  факта  Президиумом     очень  полезна.   Но  -  радоваться      очень  рано. 

Страницы