28
Янв
2021

И. Л. Броневой: Об обязанностях директора института РАН и контроле за его деятельностью

Игорь Леонидович Броневой (https://trv-science.ru/tag/igor-bronevoj/) предложил приложенный текст к рассмотрению ОНР:

Об обязанностях директора института РАН и контроле за его деятельностью.

На сайте  Минобрнауки в разделе «Противодействие коррупции» приведены Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей научных организаций, подведомственных Минобрнауки России за 2019 год.

Вопрос 1. Хотелось бы получить разъяснение, как опубликование этих данных противодействует коррупции, и почему доходы руководителей разных научных организаций отличаются в 20 раз. Какой же величины достигает тогда разница в доходах руководителя и самого низкооплачиваемого сотрудника научной организации?

На сайте самих научных организаций созданы разделы:

Противодействие коррупции

«Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы и поведения работников Федерального государственного бюджетного учреждения науки …»

«Кодекс этики и служебного поведения работников Федерального государственного бюджетного учреждения науки …»

Положение об антикоррупционной политике Федерального государственного бюджетного учреждения науки …»

Положение о конфликте интересов Федерального государственного бюджетного учреждения науки …»

Вопрос 2. Из этих документов, носящих стандартный характер, не ясно, сотрудники учреждений, занимающие какие именно должности, могут совершать коррупционные действия, и какие конкретно это могут быть действия.

Вопрос 3. Как и кем должен так осуществляться контроль за недопущением коррупции в научной организации, учредителем которой является Министерство науки, чтобы среди контролеров не оказалось коррупционеров.

Наконец, порою из программы действий на грядущий пятилетний период, предоставляемой соискателями на должность директора учреждения науки, видно, что некоторые соискатели не совсем удовлетворительно представляют себе обязанности директора.

В отсутствие ответа на подчеркнутые проблемы позвольте предложить для рассмотрения и редактирования научным сообществом и возможности дальнейшего узаконивания проект Обязанностей директора института РАН и контроля за его деятельностью, более конкретно предохраняющий от возможности коррупционных действий и способствующий эффективной работе учреждений.

Изложенный ниже проект сформировался на основании опыта, накопленного при работе сначала в Институте Физических Проблем, руководимом академиком П.Л. Капицей, затем в Институте Радиотехники и Электроники, со времени руководства им академиком В.А. Котельниковым и по настоящее время. П.Л. Капица использовал в созданном им институте то лучшее, что почерпнул во время работы, во-первых, в руководившемся академиком А.Ф. Иоффе Физико-техническом институте, где сформировались самые выдающиеся физики страны, во-вторых, в Кавендишской лаборатории, руководимой тогда Э. Резерфордом. В.А. Котельников был в свое время первым вице-президентом Академии Наук и фактическим создателем вышеназванного института. При нынешних обширных полномочиях, предоставленных директорам институтов РАН, стало очевидно, что для эффективного развития отечественной науки необходимо четче определить обязанности директора и контролировать их исполнение. Работа института, польза, приносимая им стране и её науке, во многом определяются тем, как представляет и исполняет свои обязанности директор. 

Обязанности директора института РАН и контроль за его деятельностью

(желательные с точки зрения научного работника, и не включая сферы взаимоотношений директора с вышестоящими органами)

  1. В целом, обеспечить условия для эффективного проведения фундаментальных и прикладных исследований.
  2. Осуществлять такое укомплектование института специалистами, чтобы у них была возможность взаимной поддержки, консультаций теоретиков и экспериментаторов, и в лучшем случае, кооперирования в исследовании общего для них научного направления. Направлений может быть не мало.
  3. Обеспечить способы доведения информации до всех научных сотрудников о ведущихся в институте исследованиях. Это возможно путем проведения ежегодных научных конференций внутри института или обязательных докладов о направляемых в печать работах. Доклады делались бы на заседаниях общего или отраслевых (тематических) научных советов, расширенных семинаров. Это необходимо для поисков кооперации сотрудников в научных исследованиях, пониманию и коррекции главных научных направлений исследований, ведущихся институтом, и для более адекватной оценки выполняемых научных исследований.
  4. Обеспечить всю требуемую для эффективной работы инфраструктуру: а) наличие приборов, б) требуемые условия в помещениях, в) мастерские для изготовления нестандартных устройств и ремонта оборудования, г) юриста для компетентного составления договоров, представления в арбитражных судах, контроля за законностью приказов дирекции, д) мастерские сантехников, электриков для оперативного обслуживания помещений.
  5. Распределение стимулирующего финансирования с учетом специфики фундаментальных и прикладных исследований, их трудоемкости, требуемого времени и количества участников, обязательности компенсации вредных условий труда. При этом отличие максимальной и минимальной стимулирующих надбавок может быть не более, чем в три раза. Желательно предписание вышестоящих организаций, какая часть этого финансирования направляется для надбавки, пропорциональной окладам, всем сотрудникам, и какая часть распределяется адресно и в каких пропорциях, как поощрение за публикационную активность и т.п.
  6. Внутри-институтская комиссия по противодействию коррупции и для решения трудовых конфликтов избирается коллективом института. Из дирекции в её составе может быть не более одного зам. директора и при этом только в качестве рядового члена комиссии.
  7. Для распределения финансирования, поступающего для приобретения научного оборудования, создается специальная комиссия, состоящая из выбранных коллективом каждой лаборатории в отдельности (на её собрании) представителей. Комиссия устанавливает необходимость лабораторий в оборудовании, очередность предоставления и сумму финансирования.
  8. Каждое поступившее в институт извещение о выделении финансирования на приобретение научного оборудования должно доводиться до коллектива незамедлительно, чтобы все сотрудники успевали собрать необходимую информацию, требуемую для подачи заявки на закупку оборудования, необходимого для ведущихся ими научных исследований.
  9. Потолок зарплат, получаемых в институте, директором, его заместителями и главным бухгалтером не может превышать суммы, которую должны согласовать вышестоящие организации: Миннауки и РАН.

Уместно помнить о следующем случае. «Когда Гринвическую обсерваторию в свое время посетила английская королева Анна, она была поражена ничтожностью жалования, выплачиваемого королевскому астроному. Она поспешила заверить главу обсерватории Джеймса Брадлея, что прикажет позаботиться о повышении его жалования. Однако испуганный Брадлей просил ее не делать такого опрометчивого шага: "Когда это место станет приносить доход, - убеждал он королеву, - вряд ли на него станут назначать астрономов".»

  1. В финансовом отчете института в вышестоящие организации указывается не средняя зарплата сотрудников, а минимум четыре интервала зарплат с четко указанными границами и количеством сотрудников с зарплатой, попадающей в конкретный интервал.
  2. В институт должна раз в год направляться малочисленная комиссия для проверки, не происходит ли злоупотребления директором своего служебного положения.
  3. Если директор стремится быть переизбран вновь или продлить срок своих полномочий ещё на год, то перед новыми выборами он обязан уйти в отставку, чтобы была исключена возможность его давления на выбор коллектива. Выборы должны происходить по узаконенной схеме из трех, как минимум, претендентов.
  4. На выборах коллективом директора должен обязательно присутствовать представитель вышестоящей организации, контролирующий, чтобы во время голосования и при подсчете голосов не было нарушений.
  5. Кандидатами на пост директора института могут быть признаны только те претенденты, которые представили содержательную, реальную программу работы и развития института на следующий пятилетний период. Такую программу обязательно должны отрецензировать несколько ведущих ученых РАН. Затем она должна быть доложена и обсуждена на заседании бюро соответствующего отделения РАН. В дальнейшем избранный директор должен ежегодно публично отчитываться в руководимом им учреждении о выполнении или изменении своей программы. Отчет должен происходить обязательно в присутствии представителя вышестоящей организации.
  6. Претендент на должность директора института обязан представить публично избирателям свою декларацию о доходах (за последние пять лет), которые должны быть им объяснены.
  7. Политика монетаризма, когда директор только требует от большей части сотрудников добывать гранты и на них приобретать оборудование и проводить научные исследования, не допустима.

Об аналогичном В. Овчинников пишет в книге «Корни дуба»:

«Отказ от какого-либо государственного регулирования экономики – вот в чем видят тори (правительство М. Тэтчер) целительную панацею. …Сделать упор на личную выгоду в противовес общественному благу… Для британской экономики предписанное ей зелье оказалось скорее ядом, чем панацеей. Разумно ли было вновь сводить функции государства к роли ночного сторожа?»

  1. Аттестационная комиссия института должна ежегодно рассматривать и принимать решения по предложениям заведующих лабораториями о повышении служебной должности каких-то сотрудников.
  2. Если принят доклад на всероссийскую научную конференцию, то докладчику должно быть предоставлено финансирование для участия в конференции (не реже, чем раз в два года). Аналогично не реже одного раза в два года должна финансироваться командировка внутри страны с научными целями.
  3. Информация о зарплате директора, его заместителей и главного бухгалтера должна быть четко представлена отдельной строкой в оглавлении на сайте института, и соответственно отдельной, легко открываемой и копируемой, страницей в содержании сайта.
  4. На сайте института должен быть отдельный раздел, выполняющий функции электронной газеты института, которые до появления интернета исполняла стенная газета. В газете должен быть учрежден раздел «Дискуссионный клуб» для опубликования мнений и предложений сотрудников по разным, актуальным для института, вопросам.
  5. Директор обязан квалифицированно разбираться в специфике экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных, исследований, которые ведутся в институте. Должен обладать достаточной компетентностью, чтобы понимать, хотя бы в общих чертах, чем занимается каждая лаборатория института. Приобрести недостающие (например, из-за молодости) качества можно, привлекая к обсуждению актуальных проблем ученый совет института, научного руководителя института, регулярно посещая все лаборатории института, как делали, например, Д. Максвелл и, пока позволял возраст, П.Л. Капица и В.А. Котельников. Такие посещения дадут ещё и видение того, насколько рационально используется научное, и особенно уникальное, оборудование, и как формировать научные лаборатории, чтобы оборудование использовалось с максимальной эффективностью.
  6. Директор стремится обеспечить психологический климат в институте, основанный на принципах честности, взаимопомощи, толерантности и деликатности, главенства интересов развития отечественной науки. 
  7. Желательно, чтобы директор был руководителем не более одного или двух научных проектов, финансируемых из грантов, и соавтором только тех статей, где его участие было определяющим. О выполненной им в течение года научной работе он должен ежегодно подробно докладывать на одном из заседаний ученого совета института.
  8. Директор должен быть способен увидеть и оценить потенциал научных подразделений и их сотрудников, чтобы наиболее эффективно использовать в работе института.
  1. Директор должен уметь сознаваться в своих ошибках, что Нильс Бор считал одним из важнейших качеств руководителя.
  1. Недопустимо, чтобы директор влиял на формирование состава профсоюзного комитета института и вышеназванных комиссий и способствовал избранию туда тех лиц, для которых желания директора доминируют даже тогда, когда они идут вразрез со справедливыми потребностями коллектива института.
  2. Должно быть выделено помещение сотрудникам института для отдыха, бесед, обсуждений текущих научных вопросов, взаимных консультаций, возможности перекусить и выпить чай, кофе.
  3. Недопустимо, чтобы директор использовал помещения института для своих личных, не имеющих ничего общего со служебными, целей.
  4. Желательно содействовать удовлетворению культурных и интеллектуальных потребностей сотрудников. При П.Л. Капице в его институте устраивались выступления литераторов (Н. Эйдельман и др.), бардов (Ю. Ким и др.), выставки картин современных художников. Н. Эйдельман прекрасно выступал и в ИРЭ при В.А. Котельникове.
  5. Надо создавать возможность сотрудникам для физической разрядки от напряженного интеллектуального или мало подвижного труда. В институте П.Л. Капицы для этого были на территории института футбольное поле, волейбольная площадка, теннисный корт.  
  1. Всё вышеперечисленное созвучно ещё и принципам кайдзен – эффективно используемой в мире японской практики непрерывного совершенствования процессов разработки, управления и т.д. – в частности, следующим.
  • Управлять — значит начать с планирования и затем сравнивать план с результатом.
  • Весь персонал, каждый сотрудник, должен быть полностью информирован о своей организации.
  • Открытое признание проблем обязательно — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.
  • Формировать «поддерживающие взаимоотношения» — для организации важны не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно приведёт организацию к высоким результатам.
  • Развивать самодисциплину – умение контролировать себя, уважать других работников и организацию в целом.

Приведу яркий пример из передачи «До и после полуночи.» Во время благожелательной беседы ведущего В. Молчанова с гостьей, субтильной старушкой, она попросила Молчанова вытянуть горизонтально руку и повисла на ней. Молчанов легко удерживал её. После этого женщина вдруг сказала ему несколько неприятностей и попросила повторить упражнение. Молчанов не смог удержать её. «Вот пример того, как настроение и несправедливость влияют на состояние и работоспособность человека» – примерно так резюмировала женщина. Важно учитывать и что «Нравственность – основа всех человеческих ценностей», как отмечал А. Эйнштейн. Только если будут поддерживать справедливость во всех аспектах деятельности, научные учреждения смогут работать с высокой эффективностью.

За выполнением вышеперечисленных обязанностей директора института РАН могли бы осуществлять регулярный контроль Общество научных работников или Профсоюз РАН, Миннауки или РАН, чтобы не подтверждалась известная сентенция М.Е. Салтыков-Щедрина «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.»

Изложенные выше соображения можно редактировать, публиковать целиком или фрагменты, предлагать для публичного обсуждения или письма в вышестоящую организацию, дополнять с соавторством или без, и любым способом совершенствовать.

Главный научный сотрудник ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН

доктор физ.-мат. наук

И.Л. Броневой

 

Вынужден заметить, что автор

Вынужден заметить, что автор данного манифеста не знает уже существующих НПА, которые покрывают 99% его предложений, но не работают. А в праве, как и в прочих науках, необходимо исследовать то, что уже сделано в этой области и понять, почему это не помогает достичь цели.

согласен,

в этой пространной эпистоле представлен некий образ "идального директора". Который, конечно, также далёк от действительности как "идеальный газ" или "абсолютно чёрное тело". А вообще в системе жёсткой вертикали власти лучше всего функции дирекции любой научной организации характеризуются фразой, услышенной мною на одном из учёных советов: "Самое главное - чтобы нас в Москве не ругали".

Страницы