Борьба с бумажным валом
Вчера к нам в вуз прибыла комиссия Рособрнадзора и началась бумажная суета, которая, впрочем, и не кончалась. Рядового преподавателя она касается, прежде всего, в форме УМКД (Учебно-методический комплекс дисциплины). Никто не спорит, что сведенные воедино материалы по предмету необходимы. Однако, принятая в настоящее время, жесткая форма УМКД является наглядным образцом педагогической дури, расписывающей в подробности все мыслимые и немыслимые извращения. Дурь эта специально придумана для многочисленных проверяющих из рособрнадзора, которые с удовольствием отмечают несоответствие процента инновационных занятий для исследовательского университета.
Я за все время своей работы никогда не слышал, чтобы было проанализировано содержание или соответствие лабораторных работ паспорту специальности.
Тем не менее, средство борьбы с педагогическим засильем у нас есть. Это положения закона об образовании (как действующего, так и проекта). В законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании ясно сказано, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
Встает закономерный вопрос – почему я должен заполнять чуждую мне форму организации УМКД, а не использовать свою? Что скажут юристы, если они есть в ОНР? Коков шанс выиграть процесс, если представить УМКД, написанную по собственному разумению?
Структура УМКД и авторские права
Уважаемый Андрей Михайлович! Я в своё время столкнулся с той же проблемой в период работы зав. кафедрой в Новосибирском гос. педагогическом университете. Учитывая профиль вуза, "педагогическая дурь" там душит вообще всё человеческое. И наша кафедра, насколько возможно, также этой дури противостоять. Возможно, мои "юридические наработки" Вам помогут.
Обязательный минимум наполнения УМКД установлен Письмом Рособрнадзора от 17.04.06 (скан в виде прикреплённых файлов). Насколько я знаю, никаких более свежих документов федерального уровня на этот счёт нет. Можно обратить внимание, что в указанном Письме нигде не сказано: 1) ни о том, что компоненты УМКД должны быть представлены в какой-то жёсткой форме, 2) ни о том, каким объёмом и насколько подробно должны быть расписаны эти компоненты, 3) ни о том, что в УМКД должны присутствовать тексты лекций. Поскольку у каждого преподавателя есть опубликованные методические разработки по курсу, мы и взяли их за основу УМКД. И к ним добавили "недостающее" в виде приложений (10-12 страниц), что прямо разрешено в Письме.
Одновременно Рособрнадзор приветствует (по факту - требует) наличие в вузах отделов менеджмента качества. Деятельность этих отделов вместе с желанием ректората подстраховаться и порождает "все мыслимые и немыслимые извращения", о которых Вы говорите. Для этого служат всевозможные внутривузовские стандарты. Если такой стандарт надлежащим образом утверждён, уклониться от его исполнения крайне сложно. Но можно потребовать за разработку "толстого" УМКД соответствующей оплаты в соответствии с частью 4 ГК РФ (на который дальше буду ссылаться).
УМКД характеризуются авторскими структурой и содержанием, а следовательно, их использование работодателем предполагает соблюдение авторских прав. "Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения" (ст. 1259).
УМКД - это служебное произведение. "Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору ... Если работодатель начнет использование служебного произведения, ... автор приобретает право на вознаграждение за использование произведения … Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом" ( ст. 1295).
Следует обратить внимание, что обязательность авторского вознаграждения определяется не качеством (достоинствами) УМКД в понимании внутренних и внешних проверяющих, а фактом его использования работодателем. А что это значит, кроме того, что Вы используете свой УМКД в учебном процессе? "Использованием произведения ... считается, в частности, ... воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме ... При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением" (ст. 1270).
Если у Вас возникнут дополнительные вопросы по поводу деталей, можете направлять их также на мою почту: rogatkin69@ngs.ru
Теперь все ясно, откуда ноги растут
По сути, Приказ незаконный, как противоречащий закону об образовании в части нарушения прав научно-педагогических работников на право определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин. И прямо скажем, вредительский, по итогам его выполнения. Необходимо срочно требовать его отмены, пока он не нанес неустранимого ущерба системе образования.
Всё дело в том, что принятие этого приказа привело к невиданному бумагомарательству и ордам проверяющих, которые теперь получили возможность сосредоточиться на третьестепенных формальностях, не имеющих никакого отношения к качеству образования. Никогда эти проверяющие не анализируют содержание курса и его соответствие современному состоянию дисциплины. Зато этот Приказ дал им право требовать включения расчасовки в УМКД и проверять ее актуальность в условиях, когда учебные планы меняются каждый год. Зачем дублировать информацию из учебного плана? Какая может быть цель изучения дисциплины, если дисциплина предусмотрена учебным планом? И почему я должен объяснять связь дисциплины с общими целями программы, разве это не было сделано при утверждении учебного плана специальности? Вопрос литературы – почему я должен согласовывать с библиотекой литературу? Тем более, что многие книги есть в Интернете? Почему я должен озабочиваться закупками или соблюдением авторских прав? Эти вопросы – не по моей зарплате, как Ливанов говорит – «педагога невысокого уровня»
Этот приказ изобретение педагогов, о чем свидетельствуют слова – показатели «Методической работы» в преамбуле приказа. Содержит приказ и немало педагогической дури и в части использования инновационных методов в образовательном процессе.
Использование педагогических подходов сгубило немало славных в прошлом вузов, так не дадим губителям разрушить всю систему образования. Поставим заслон бумаготворчеству и потребуем отменить приказ.
Пора обращаться в прокуратуру
У нас в университете (СГАУ) уже две недели работает комиссия Рособрнадзора по выполнению лицензионных требований. Но в этот раз чиновники превзошли себя. ВУЗу предъявлено требование представить все материалы УМКД в оцифрованном виде. Каждый день в Москву едет человек и везет ворох дисков, флэшек и т.д. Требование пришло внезапно, никаких ресурсов не выделялось, просто преподавателям предъявили новые требования.
Не секрет, что львиная доля материалов не была до этого оцифрована и тем более, размещена в интернет. Я уже писал на сайте ОНР как одно из учебных пособий в неизменном виде стало основой для диссертации ректора СамГУПС Ковтунова. В диссертации налицо и другие признаки плагиата: несуществующие ВАКовские публикации и т.д. ВАК как часть Рособрнадзора, естественно не видит оснований для лишения степени. А тут такой объем новых источников! Да еще малоизвестных. Многие авторы текстов, что гуляют теперь по просторам интернет в виде рефератов, курсовых, дипломных и диссертаций удивлялись – каким образом все это попало в сеть?
Поэтому встает ряд вопросов к Рособрнадзору и прежде всего, как они думают хранить и распоряжаться собранным материалом? Как будут соблюдаться авторские права ППС?
Я хотел бы обратиться с просьбой к руководству ОНР с тем, чтобы сделать запрос в Прокуратуру, где поставить следующие вопросы:
- как будут защищены персональные данные, включенные в присланные материалы
- как будут соблюдаться авторские права преподавателей?
- какие гарантии, что материалы не попадут к плагиаторам?
Вызывает тревогу и другой анонс будущих инноваций: это обязательное выставление в сети рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ. Сама идея великолепна, но при этом заявляется, что ее осуществление не будет стоить государству ни копейки. Позвольте, а как же сервера данных и каналы интернет? А кто будет заносить в сеть весь этот вал бумаг? Опять «преподаватели низкого уровня» за свою нищенскую зарплату? Кто будет писать системы распознавания формул?
Толка от Ливанова не получилось – одни слова. Думаю, он готовит еще немало сюрпризов.
Статья в "Троицкий Вариант" по дебюрократизации
Сегодня разместил свое выступление по проблемме дебюрократизации на сайте ОНР: http://onr-russia.ru/content/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE
Наталия Демина предложила написать небольшую статью о том, откуда взялся УМК и с чем его едят, для газеты "Троицкий вариант - Наука".
По прибытии в Самару после общего собрания я обратился к начальнику управления образовательных программ с просьбой показать мне все указания МОН и Рособрнадзора об УМКД. Мне было отказано под простым предлогом - мы не желаем портить отношения с начальством.
Однако, изучение сайта СГАУ позволило найти все внутренние основополагающие документы http://uop.ssau.ru/?page=6 (пункты 13 и 19). Но особенно меня ужаснули методические указания http://uop.ssau.ru/?page=7. Оцените только - Типовые методические указания "Организация активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС". Педагоги не дремлят.
Для статьи в ТрВ неплохо бы получить отзывы о том, что Вас больше всего возмущает в УМКД, например, пятилетний список давности для литературы.
Андрей Михайлович, а как вам
Андрей Михайлович, а как вам такой рассказ из жизни насекомых? Наш проректор по учебной части съездил в Москву и привез свежее указание о том, что все (!) компетентности, написанные в магистерских программах, должны быть снабжены паспортами, т.е. полными описаниями. Образец, что мы получили -- 3-х страничный текст с подробным изложением того, что данная компетенция из себя представляет с привязкой к тому УМК, где она размещена. Другими словами, нельзя один раз написать такой паспорт, а затем скопировать его во все УМК, где соответствующая компетенция проставлена, для каждого УМК он свой. Если у вас в УМК 10 компетенций (которые вы на свое лихо туда вставили), то это гарантировано еще 30 страниц бумажного хлама.
Это что-то новое
У нас этого пока нет. Но скоро придет.
Главное в том, что указания из Москвы показывать никто не желает.
Плюс все эти методические указания стоят на сайте без университетской шапки и подписей авторов.
Еще вдогонку вопрос
А Вам в педуниверситете открыли магистерские программы?
Сейчас будет аккредитация, но
Сейчас будет аккредитация, но это магистратура по педагогике (или методике) по большей части. ОК, я уточню.
Андрей Михайлович, будете
Андрей Михайлович, будете писать статью, перечитайте "Сказку о Тройке" Стругацких. Инструкцию о интерактивных и пр. писал явный клон тов. Фарфуркиса, ей богу. Сравните :
Кому из нас оценить восторг параграфотворчества:))? Что еще меня изумляет во всех таких писаниях это то, что они на полном серъезе полагают, что так можно готовить каждое пятое занятие, но при этом еще и наукой заниматься.
Страницы