Судя по количеству комментариев в теме
"Письмо 400 ученых", она задела за живое. И действительно, это, пожалуй, самое крупное выступление крупных ученых в жанре "открытого письма" за долгие годы. Панацею от всех бед авторы письма видят в переподчинении ФАНО Академии наук, или, точнее, ее Президиуму. Некоторые к такому требованию относятся скептически. Как сказал про письмо один из членов Совета ОНР, "Оно не про науку и не ученых, а про борьбу двух феодалов - РАН и ФАНО - за владение крепостными. Про отмену крепостного права там не сказано ни слова." Да, широкие научные массы волнуют и другие проблемы, и в разное время различными группами ученых предлагались другие решения.
Сейчас в начале нового года отстаивания учеными своих прав и свобод, уместно прежде всего вспомнить о списке 29
требований ОНР к законодательным и исполнительным органам власти РФ, составленном и обсужденном на этом сайте в августе-сентябре 2017 года по инициативе Эмиля Самуиловича Медведева. Я скачал его сегодня с сайта и уже в новогодней редакции и он приложен ниже. Правда, не все требования там одинаково спешны, в дискуссии предлагалось некоторые временно снять или отложить - почитайте
(редакция 5). Очевидно, этот список может быть взят за основу программы действий ОНР на 2018 год.
Но я предлагаю, пока не кончились новогодние праздники, вспомнить еще статью, с которой многое начиналось. - знаменитую статью в Ведомостях от 04.02.2010:
Там формулируется конкретная программа из 14 пунктов, причем многие перекликаются с нынешними и актуальны не менее, чем восемь лет назад. Заметьте, авторы позиционируют свои предложения как детализацию послания президента РФ Федеральному собранию:
В недавнем послании Федеральному собранию президент РФ высказал соображения по поводу науки и образования, под которыми, мы думаем, готовы подписаться большинство активно работающих ученых.
Вот несколько цитат из послания:
«Благополучие России <...> будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей <...> Нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых <...> При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнерстве с зарубежными центрами и компаниями. Наши соотечественники — ученые, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества <...> Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа».
Разделяя эти мысли президента РФ, мы хотели бы внести более детальные предложения: а как, собственно, реализовать все эти прекрасные пожелания? Как «создать постоянно действующий механизм»? Как «сформировать комфортную среду для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня»?
Как нам позиционировать свои требования? Надо сказать, что властям отреагировать на "Письмо-400" легче, чем на наши длинные списки предложений - достаточно подготовить и подписать одну бумагу, а не обдумывать мучительно комплекс взаимосвязанных мер. Наверное, при подготовке письма (писем) в органы власти нам надо довести требования до формулировок, более удобных и готовых для принятия властями каких-то решений.
Надо помнить и о других проблемах: правка положения об ученых званиях (письмо было почти подготовлено, но не было послано), борьба с мусорными журналами и конференциями, диссертационным бизнесом и др. В общем, любая конкретная помощь участников форума в виде подготовки и доработки текстов приветствуется.
13 комментарии
Все сыро
Предложения еще очень сырые, формулировки и терминология местами некорректны, некоторые пункты противоречат друг другу, кроме того на большую часть из них легко дать отписку.
Это пока внутренний документ
Мы и собирались еще в сентябре выделить 2-3 самых созревших пункта и выдвинуть их в качестве основных лозунгов. В сентябре речь шла о лозунгах для митингов,а сейчас речь может идти о каких-то письмах или других акциях. Проблемы же не рассосались. Как кандидаты в президенты РФ собираются их решать?
про борьбу двух феодалов
Как сказал про письмо один из членов Совета ОНР, "Оно не про науку и не ученых, а про борьбу двух феодалов - РАН и ФАНО - за владение крепостными. Про отмену крепостного права там не сказано ни слова.
К сожалению, именно такое ощущение возникает. При этом часть крепостных активно участвует в борьбе, на стороне своего феодала.
крепостные?
Мне кажется, что это образное выражение используется черезчур широко. 20 лет (правда с перерывами) работаю в институте РАН. Ни разу не слышал, чтобы в нашем иституте кто-то покушался на результаты подчинённых. Другое дело в коммерческих структурах: рядовому сотруднику полагается премия, а кто будет автором патента вообще не его дело.
спорное утверждение
феодал ведь тоже не претендует на то что он лично произвел некий продукт. Феодал просто распоряжается этим продуктом. Если например, попробовать что-то куда-то внедрить то ситуация изменится. Мы не в праве продать свою разработку или патент, так какой смысл в том что мы авторы данного патента?
Для академика имеет смысл именно власть, контроль над ресурсами и сотрудниками, изредка возможность заставить работать сотрудников по указанному направлению.
о патентах и академиках
Мало знаком с проблемами возникающими при патентовании и внедрении. Но логично предположить, что если создавать нечто за свой счёт, то разработка полностью твоя. А если в рабочее время или на оборудовании работодателя, то и результат не совсем тебе принадлежит.
Не путаете ли Вы понятия "академик" и "начальник"? В нашем институте с десятью членами академии указанные свойства "власть, контроль над ресурсами..." с членством в РАН слабо коррелирует.
но ведь стремление есть
вообще-то выполнение тематических планов по госзаданиям, даже в РАНовских НИИ подразумевает самостоятельное приобретение расходных материалов за свой счет, командировок за свой счет. Многие гтематики субсидируемые государством также финансируются из хоздоговорных денег. Следовательно даже то что создано как-бы за гос. деньги должно частично принадлежать или частному бизнесу (если в итоге отчет по гос заданию переписан с отчета по хоздоговору) или непосредственно ученым (ведь приобрести реактивы можно лишь уменьшив свою зарплату, институт не будет ограничивать свои накладные расходы).
Но ведь и академики и фано и непосредственные директора НИИ мотивированы контролировать использование результатов НИР. Просто есть конкуренция между всеми этими субьектами управления за контроль. Ради контроля любой из этих субъектов готов отказаться от 90% результатов. В конце концов - если ученый что-то там внедрит и бизнес получит на этом деньги, заплатит налоги, создаст рабочие места - для государство это безусловное благо. А вот для директора это большая эмоциональная трагедия.
небольшое замечание
Лучше так: ....по количеству студентов на каждом курсе, снять требование о плановых показателях числа выпускников по отношению к числу зачисленных на 1й курс студентов.
если привязывать бюджетные выплаты к количеству студентов
на каждом курсе, то опять-таки не будет мотивации сокращать нерадивых студентов. Если процентов на десять будет больше набираться на первые курсы ведущих ВУЗов то это сгладит ущерб от ЕГЭ, даст мотивацию студентам учится, позволит чаще переводить платников на бюджетные места, снизить нагрузку на преподавателей, наконец. Мы приблизимся к Франции и доступ к хорошему образованию будет более справедлив для разных слоев населения.
нужно лишить вузы мотивации удерживать студентов
В ведущих вузах возможно речь идёт о 10% студентов. На нашем факультете отчислять нужно более 50% в силу невозможности научить их соответствующей специальности. Студенты обычно сами это понимают и около 10% забирают документы. Сейчас задача деканата состоит в убеждении студентов этого не делать, чтобы не лишиться финансирования. Мне кажется, что финансирование по числу студентов на каждом курсе по отдельности позволит спокойно воспринимать отношение 2 к 1 или 3 к 1 числа принятых на первый курс к получившим диплом. Как в частности бывает в провинциальных французских университетах.
так и я об этом же
возможно, я некорректно выразился. Просто если ВУЗ получает деньги из расчета количества студентов принятых на первый курс, то у него есть мотивация сокращать их число на последующих курсах, увеличивая тем самым объем финансирования в расчете на одного студента и, возможно, преподавателя.. Если оплачивать ВУЗу исходя из наличного количества студентов, то ВУЗу невыгодно этих студентов сокращать. Можно конечно ставить минимальную планку и для любых вузов сокращать число бюджетных мест минимум на 10% к последнему курсу.
Про бесплатное образование
Эффективная наука
Есть такая информация, пока окончательно не подтвержденная, что в ФАНО намерены увеличить госзадание подведомственным организациям. Деньги жеж они выплачивают большие всяким научным сотрудникам, вот и выхлоп должен быть больше. Все логично, это точка зрения правительства. "Эффективная наука". Посмотрим, когда придет госзадание на институт, насколько это правда. На всякие глупые вопросы типа "Что же с деньгами на оборудование, инфраструктуру и расходники? Работать-то как?" ответа нет - вероятно, как и понимания.
В целом, в ФАНО намерены более строго следить за выполнением госзадания, требования к отчетам уже ужесточили. Говорят, будут ранжировать публикации (типа Q1 за две, WoS/Scopus отдельно, шлакожурналы отдельно и т.д.), но это пока обдумывается.
Страницы