27
Мар
2014

О бюрократической нагрузке при составлении планов закупок

Читайте также другие материалы по теме: 

Сам не очень много чего понимаю в вопросе оформления бумаг, поэтому выкладываю в том виде, в котором получил письмо о проблемах, которые возникают у людей, пытающихся заполнить формы по плану закупок. Письмо направлено в нашу бухгалтерию и касается главным образом нашего института, но я подозреваю, что аналогичные проблемы возникают не только у нас.

Уважаемые финансовые службы!
Посылаю вам план закупок по теме связанные с массой нейтрино. Т.к. часть грантов еще не получена (а может быть и вообще не будет получена) то заложено значительно больше, чем имеется средств.
Некоторые коды не заполнены, т.к. нея сно откуда их брать.
А общее замечание следующее.
Почему бы сразу не написать эти коды, которые известны т.е. ОКАТО для Троицка - 45298578000, ОКАТО для Москвы - ведь это вы знаете где взять. А также коды ОКЕИ -штуки, литры, тонны. метры и т.д. Ведь нужен обычно ограниченный перечень. А также, где смотреть ОКДП (можно ссылочку в интернете дать, например), и что в какой пункт вносить - тоже неплохо было бы указать.
В приложенном файле находится шапка той формы, котороую предлагается заполнить для оформления планов по закупкам в 2014 году. Проблема заключается в том, что среднестатистический научный сотрудник совершенно не способен обнаружить все необходимые коды и заполнить эти документы правильно (не говоря уже о том, что приходится распределять деньги, которые могут быть, а могут и не быть). Приходится или держать в штате специально обученного человека, обязанностью которого является заполнение подобных форм (институты побогаче так и делают), или уповать на то, что найдется научный сотрудник, который будет заниматься этими делами в ущерб своей основной работе (я очень счастлив, что дама, которая написала это письмо, занимается этой работой для нашей группы, но она весьма квалифицированный профессионал, и могла бы вместо этого заниматься значительно более полезной работой). 
 
Для решения этой ситуации, я вижу всего несколько выходов:
1) Каким-то образом заставить управляющие организации снизить бюрократическую нагрузку. Сам в это не верю, но такой вариант все же есть.
2) Переложить часть административной нагрузки непосредственно на чиновников ФАНО. Действительно, если они занимаются администрированием институтов РАН и получают за это деньги, то могли бы взять на себя обязанность оформлять все бумаги согласно существующему законодательству.
3) Если ничего не поможет, то справляться своими силами, то есть делиться информацией. Было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь смог написать хотя бы коротенькую инструкцию по заполнению этих форм.
 
Хотелось бы услышать как кто справляется с этой проблемой и есть ли какие-то предложения по разрешению ситуации кроме тех, что пришли мне в голову.
О бюрократической нагрузке

На самом деле вся эта бюрократия - чистой воды "перекладывание с больной головы на здоровую". Во всех институтах уже есть "специально обученные люди" - это Отдел снабжения и Финансово-экономичесикий отдел. Именно наши ОС должны искать коды классификаторов, формировать тех.задания и всяко помогать научным сотрудникам тратить их деньги. У нас же как всегда - "лошадь впереди телеги". Принцип один: "вам надо - вы и делайте". А наши так называемые "вспомогательные подразделения" никак не заинтересованы в эффективности работы: на их-то зарплате наша работа никак не сказывается.

Совершенно верно

Но зачем, нам, простите, кормить две структуры, ни одна из которых ничего не делает? 

Ну ладно, на счет ничего я погорячился. Не могу сказать, что наш отдел закупок совсем уж никуда не годится, через него даже можно что-то закупать, и даже вроде бы с не очень большой наценкой, но все очень долго и ненадежно. 

Вопрос: должно ли ФАНО взять на себя функции таких отделов закупок, или оно должно включить в себя эти отделы, или ситуация, когда у двух нянек дитя без глазу вполне нормальна?

Примеры положений о закупках

Мы тут хвалим или ругаем наши положения о закупках, а кто их видел? Похоже, что во многих институтах они второпях составлены неопытными людьми. В этих условиях было бы полезно обменяться опытом: выложить рядом несколько Положений из разных институтов и сравнить их плюсы и минусы. А потом обмениваться информацией: у кого как они работают. Тогда хоть ясно будет, как их исправить в 2015 году.

С помощью гугла я за полчаса набрал несколько положений, которые тут же и выкладываю. К сожалению, на сайте Института спектроскопии я не нашел того замечательного положения, которое тут так хвалили, да и вообще никакого не нашел. Будем надеяться на помощь коллег. Итак...

Они вроде как все должны быть на сайте госзакупок

http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/search.html

Нашел там наше: http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/download/download.html?id=198919 .

Из того, что я смог понять во всем этом жутком талмуде:

1) По грантам можно покупать у кого хотим и сколько хотим (это пункт 9.5.2.17)

2) По бюджетным средствам можно покупать без конкурса на сумму до 200000, но чтобы в сумме таких закупок было не больше чем 10% от плана (от какого плана, не понял). Пункт 9.5.2.30. При этом при сумме закупки меньше 100000 можно никакого объявления на сайте можно не вешать (9.5.3.1)

В общем, не могу сказать, что я чего-то в этом документе понял, но по крайней мере эти пункты есть.

Александр привел как раз те

Александр привел как раз те пункты, которые наиболее важны в положении. Я как понимаю что положение у большинства институтов ФАНО именно такое. В нашем институте кстати план составление плана закупок особого труда не составило, коды никакие не заполняли, видимо этим будет отдел закпочной заниматься, у нас они вполне квалифицированные и их зарплаты зависят от наших грантов, т.к. их надбавки идут с наклданых расходов по грантам.

 

По поводу правоприменения положения - у нас так:

Даже по грантам, без всяких объявлений ты можешь покупать на сумму не более 10% от общей суммы закупок, т.к. пункт про гранты и пункт про все до 200 000 действуют одновременно. Т.е., чтобы не использовать зря свою возможность купить что-то по самой простой процедуре, у нас закупки разных групп группируют в более крупные, чтобы были больше 100 000. + надо заключать с фирмами договоры, но этим занимается отдел закупок. Могут возникнуть проблемы, если вы покупаете что-то у экзотической фирмы н небольшую сумму (менее 200 000) и перебираете ваш 10% лимит.

 

Есть некая проблема с тем, что компенсация наличных (например если вы по карте своей оплатили что-то, что купили на ebay) входит в пресловутый 10% от общей суммы закупок, соотв. если у вас на закупки положено 500 000, то ничего дороже 50 000 вы таким образом оплатить не сможете.

 

В целом из негативных изменений -

1) Усложнилась компенсация наличных затрат за счет введение лимита

2) приходится группировать закупки, что несколько затягивает весь процесс.

3) Гранты президиума РАН (например программа молекулярно-клеточная биология) теперь идут по самой тяжкой процедуре закупки с конкурсами и т.д., т.к. они не являются грантами (они госзадание).

 

Для меня осталось неясным, почему пункты про 200 000 и пункт про гранты действуют одновременно. Было бы сильно легче, если бы по грантам можно было сколько угодно счетов менее 100 000 проводить по самой легкой процедуре. Вроде бы в МГУ именно так (только сумма не 100 000, а 500 000).

МКБ - госзадание ?

Как-то у  нас  пока   про  это  речи  нет.  Как  и  про   другие  программы  ПРАН.  Правда,  и  денег  пока  нет  -   с    этими  прграммами  пока    все  как-то  зыбко,  в  пятницу    опять  потребовали  из ФАНО   срочно    ожидаемые  результаты  по всем  программам. Хотя  все  они уже     там   должны  быть.

Страницы