22
Июн
2017

Как учить научных журналистов?

В понедельник мне посчастливилось выступать перед будущими научными журналистами в СПбГУ. Пригласила меня профессор Юлия Борисовна Балашова, руководитель новой магистерской программы "Научно-популярная журналистика". В аудитории сидело около 20 студентов и магистрантов, в основном девушки. Сначала сама Юлия Борисовна рассказала,  по личным впечатлениям, как учат журналистов в США. Затем выступил известный писатель В.А.Соболь, рассказавший об эволюции образа ученого в мировой литературе. Он справедливо отметил, что апогей статуса ученого пришелся на 1960-е годы и как знак перелома привел в пример "Далекую радугу" Стругацких, где пронзительно показана опасность для общества экспериментов ученых, работающих ради добычи знаний. Я согласен с писателем и со Стругацкими, для которых "Далекая радуга" стала переломом и в их творчестве. Угробив своих любимых романтических героев, они стали больше писать о реальных проблемах и даже о страданиях ученых, которые не могут преодолеть непонимание обывателей. И я стал говорить о том, что непонимание властями и всем обществом реальных проблем науки и ученых стало уже центральной проблемой, тормозящей развитие науки и снижающей статус ученого до унизительного уровня. В РФ это принимает еще и уродливые формы, см. все, что тут мы пишем про действия ФАНО. В этих условиях роль научных журналистов становится очень важной: они призваны объяснить обществу важность и ценность науки и труда ученых. И  надо учиться не только и не столько писать о достижениях науки, сколько спрашивать ученых, какие у них проблемы и доносить их до публики.

Не знаю, поняли ли девушки мой пафос и мою боль. Я спросил, пробовали ли они уже писать о науке и ученых. Двое ответили утвердительно и все сказали, что хотят об этом писать. Это меня порадовало, потому, что в глазах у них, действительно, был виден энтузиазм. Одна из них сказала, что некоторые ученые сами не любят журналистов, говоря, что те занимаются профанацией. Я сказал, что надо показывать ученым то, что вы пишете и корректировать, чтобы была обратная связь и взаимопонимание. Пытался в двух словах объяснить важность принципа обратной связи и во взаимоотношениях ученых с властью и обществом. Я думаю, что СМИ - это тот механизм, который как раз и должен создать эту обратную связь, и будущих журналистов нужно прежде всего учить коммуникациям именно в этом смысле. Не успел поговорить с ними о том, что важно самим попробовать взять интервью у нескольких ученых, о том, что это трудно, особенно у математиков. Ведь эти девочки не знают, чем отличается математик-экстраверт от математика-интраверта. Но, надеюсь, удастся с ними встретиться еще раз. Очень краткий отчет о семинаре есть тут.

1 коммментарий

научная журналистика

Александр Львович, спасибо, оч интересно. Хорошо бы еще делать видеозаписи таких семинаров и их выкладывать. Почемуученые не соглашаются на интервью, потому, что опасаются, что информацию не правильно потом преподнесут. Поэтому, конечно, должна быть обратная связь, нужно присылать текст интервью перед публикацией, чтобы была возможность уточнить все ли сказано на должном уровне (и без ляпов), т.е. необходимо сотрудничество. Еще можнозаранее вопросы составлять на которые будут даны ответы в интервью.

У меня недавно был такой опыт интервью с журналистами из НГУ. На меня вышла журналистка (через соцсети, вконтакте в частности). Ей была интересна тема больбы со лженаукой. Были составлено предварительно вопросы, я проконсультировалась с коллегами-экспертами, в том числе из числа экспертов при Комиссии РАН по борьбе с лженаукой (с которыми работала по меморандуму по тестам на основе дерматоглифики). И мы записали интервью 22 апреля, получился "научный субботник" :) У нас появилась записывающая студия в НГУ (в новом корпусе). На память сделали фото после интервью (прилагаю в прикреплении).

Еще можно самим научным сотрудникам писать о науке (у кого есть желание и возможности) как о своих направлениях исследований, так и о направленмих коллег, пробуя брать интервью самостоятельно или вмсете с журналистами, т.е. должно быть взаимодействие и сотрудничество.

"эти девочки не знают,отличается математик-экстраверт от математика-интраверта" А чем они отличаются? Я тоже не знаю (

Страницы