22
Июл
2021

Протокол выборов со-председателей Общества научных работников РАН

Голосования проходило в электронной форме 16-19 июля 2021 года

Всего членов совета ОНР: 12 человек

Проголосовало: 10 человек

Голоса распределились следующим образом:

Николай Сергеевич Перов

ЗА — 9

ПРОТИВ — 0

ВОЗДЕРЖАЛОСЬ — 1

Антон Павлович Тюрин.

ЗА — 9

ПРОТИВ — 0

ВОЗДЕРЖАЛОСЬ — 1

Каждый из кандидатов набрал более 2/3 голосов членов Совета и считается избранным.

 

Счетная комиссия:

Алексей Валерьевич Моисеев

Лариса Геннадьевна Колесниченко


 

P { margin-bottom: 0.21cm }

Прикрепленные файлы: 

7 комментарии

Пожелания сопредседателям

Поздравим новых сопредседателей: Николая Сергеевича Перова и Антона Павловича Тюрина и пожелаем им успехов. В то же время сейчас удобный повод озвучить мнения участников форума о самых важных и срочных делах, которыми нужно заняться Совету ОНР.

Я знаю, что не решен еще вопрос о новом казначее ОНР. Но это наш внутренний вопрос. А какие сейчас у ученых есть проблемы, где ОНР могло бы что-то реальное сделать?

попробую внести на обсуждение

Здесь на сайте есть опрос "Следует разрешить менять тематику гос. задания при возникновении ЧС, эпидемий и др.?"

вариант "да, это ускорит процесс изучения проблемы, нужно оформить такое предложение от ОНР

"

собрал 54% голосов.. За вариант "это не в компетенции ОНР.." пока не проголосовал никто. 

Следует ли нам выработать рекомендации для министерства образования и науки по процедуре смены тематики при возникновении быстропеременных явлений, обладающих большой социальной или научной значимостью, включая эпидемии?

 

 

Форс-мажорные обстоятельства

Уважаемый Василий Николаевич!

Насколько я понимаю, ситуации, подобные нынешней пандемии, - явления достаточно редкие, чтобы разрабатывать под них специальные предложения. В случае же региональных чрезвычайных ситуаций обстоятельства могут быть настолько различными, что выработать какие-либо обобщенные рекомендации мне представляется затруднительным. Обсудить данную проблему, наверное, целесообразно, но ставить вопрос о рекомендациях, наверное, рано.

каковы риски?

мы ведем себя как чиновники. Сами ограничиваем себя.  Сейчас мы виноваты в том что не нашли новую инфекцию под названием ковид 19, не обнаружили своевременно новые штаммы SARS CoV2, не разработали своевременно новые методы и средства лечения и т.д. Если такие рекомендации будут выданы минобру то ответственность будет уже на нем. 

В случае с эмерджентными инфекциями это не редкое событие, просто невозможность менять тему делает бессмысленным их изучение (они появляются быстро, но и исчезнуть могут быстро или их проявление перестанет быть достаточно ярким). Остальные события тоже быстропеременные (извержение вулкана, цунами), поэтому наука не имея возможности их изучать не изучает их вообще.. Понятно что эпидемиологи в принципе могут найти лазейки, а вот инженеры-физики-химики (если к ним обратятся за помощью - уже нет).

Ну вот появятся такие возможности. Это вообще может быть внутренний циркуляр только минобра. Захотел поменять тему - направил запрос мионобру (если твое учреждение входит в эту структуру) или профильное министерство отправило запрос минобру. И пусть желающие меняют тематику.  В чем тут сложность? 

Вы и ваши дети и внуки могут умереть и умирают просто потому что кому-то лень что-то менять. Мы это заслуживаем - но дети и внуки.. наверное нет. 

Молодым членам ОНР

и Совета ОНР прежде всего хочется напомнить максиму инициатора создания ОНР Дмитрия Дьяконова:

Мы имеем ровно столько, сколько сами делаем; на самом деле несколько меньше, учитывая кпд.

Продолжая эту мысль, перефразируем слова Джона Кеннеди:

Не спрашивай, что ОНР сделало для тебя, спроси себя, что ты сделал для ОНР.

Проблем в ОНР хватает. Например, до сих пор не найти волонтера, который исполнил бы обязанности Казначея, хотя бы на полгода или год.

Но все-таки что-то делается и в период отпусков. Например, Евгений Евгеньевич Онищенко регулярно информирует Совет ОНР о проектах решений и постановлений органов власти, выставляемых на общественное обсуждение. 31 июля он сообщил, что Минобрнауки опубликовало проект постановления правительства "О внесении изменений в Положение о присвоении ученых званий" https://regulation.gov.ru/projects#npa=118574

и проект постановления Правительства "О внесении изменений в Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации"https://regulation.gov.ru/projects#npa=118571

Каждый член ОНР может предложить вопрос или тему для обсуждения. Но для того, чтобы обсуждение вылилось в какое-то решение, нужно, чтобы проект этого решения кто-то написал. И как правило, первый драфт решения (заявления, письма, резолюции) пишет инициатор - тот, кто тему предложил, кого она больше всего волнует.  Потом драфт коллегиально обсуждается и правится членами Совета, чтобы усилить его и приблизить стиль к адресату или целевой аудитории.

В частности, можно порекомендовать Василию Николаевичу написать драфт письма в Минобрнауки о процедуре срочной смены  тематики гос. задания при возникновении ЧС, эпидемий и др

И надо понимать, что одним письмом проблему не решить. Некоторые очевидные проблемы живут много лет и все еще смеются над попытками сдвинуть их с места. Тут, наверное, чемпион - "Проблема 100-550", состоящая в том, что у нас с начала 2000-х годов никак не изменить нормативы оплаты командировочных по госбюджету: суточные - 100 руб., проживание в гостинице - 550 руб. О необходимости изменить эти абсурдные и позорные нормативы писали многие. ОНР обращался в Правительство по этому вопросу  еще в июле 2012 г - это была одна из первых наших акций. Нас поддержали СМИ, Профсоюз работников РАН, мы собирали подписи... Ученые проводили акции по всей стране: "В Пущинском научном центре в день 10-летия выхода в свет постановления Правительства РФ №729 о нормативе командировочных расходов был проведен пикет у здания Президиума ПНЦ РАН. Сотрудники Научного центра РАН в Борке на своей акции исполнили сочиненные по случаю юбилея и обращенные к правительству куплеты «Командировочных страданий»: «Как прожить на сто рублей, может, нам подскажете?/ Мы дадим вам сто рублей, нам пример покажете?»"

Были получены ободряющие ответы из Минтруда и даже из Совета Федерации. Подробности можно найти здесь.  И что же? На дворе 2021 год, цены снова изменились, а нормативы остались! Увы, беспомощна нынешняя власть даже перед простыми проблемами...

РФФИ будет жить: слухи, конспирология

Источники в правительстве сообщают, что в рамках реформы институтов развития будет сохранена самостоятельность и повышена специализация двух научных фондов — Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). По первоначальному плану эти структуры должны были быть объединены, но углубленный анализ показал, что как самостоятельные единицы фонды будут действовать эффективнее. К тому же их задачи намечено расширить, частично передав тематику и финансирование фонда Сколково. Такой вариант расценивается экспертами как дальнейшее ослабление Медведева и поддерживающих его сислибов, занимающих ведущие позиции в Сколково, и связанных с ним российско-американских коллабораций. РНФ с куратором Андреем Фурсенко, помощником Президента, сосредоточится на грантовой политике, выявляя и поддерживая наиболее перспективные научные исследования и их авторов в стабильном, преемственном и комплексном режиме. Особый приоритет — эколого-климатической тематике, перспективы которой Фурсенко расценивает несколько иначе, чем спецпредставитель президента Чубайс, адепт и проводник в России декарбонизации в западном понимании. РФФИ представляет сферу интересов другого выходца из Петербурга — Михаила Ковальчука, представляющего мощную предпринимательско-политическую группу, по неформальной шкале близкую к силовикам-государственникам; РФФИ будет специализироваться на фундаментальных естественных и точных дисциплинах, курируя две федеральные научно-технические программы — развития генетики и развития синхротронных и нейтронных исследований. В совокупности оба фонда должны возродить потенциал отечественной фундаментальной науки, утраченный в связи с реформами вокруг Академии Наук и жестким воздействием западных, прежде всего, США, методов организации научных исследований через высшую школу.

https://tlgrm.ru/channels/@russica2/40593

проект письма по смене тематики гос задания

                                                                                                            Министру высшего образования и науки,   

                                                                                                             Фалькову Валерию Николаевичу

 

 

Письмо в Минобрнауки о процедуре срочной смены  тематики гос. задания при возникновении эмерджентных инфекций, пандемий, крупномасштабных катастроф на территории РФ, иных быстропеременных явлений угрожающих жизни и здоровью значительной части населения РФ, экологического благополучия крупных территорий страны

 

Уважаемый, Валерий Николаевич! Опыт противодействия пандемии COVID 19 в очередной раз показал критическую важность своевременного решения научных задач и использования научной инфраструктуры, оборудования и специалистов НИИ и ВУЗов для успешного противостояния угрозам биогенного происхождения. Своевременное выявление новой инфекции, в Китайской народной республике, разработка методов диагностики и лечения синхронно с развитием эпидемического процесса было немыслимо без активнейшего вовлечения ученых в данную работу. Использование ученых «неинфекционных специальностей» инженеров, программистов, математиков позволяло решать разнообразные новые задачи по обработке данных и обеспечивать создание эффективного комплекса противоэпидемических мероприятий, обеспечивших локализацию эпидемического процесса в отдельно взятом регионе страны и последующую его ликвидацию. Аналогичных успехов добились Южная Корея, Вьетнам и ряд других стран.

Представляется очевидным, - разработка новых тестов, спустя длительное время после начала пандемии, выдача грантов РФФИ по конкурсу 2020г. «Вирусы», пусть и в ускоренном режиме, но также после распространения инфекции COVID 19  по территории РФ, явились одной из причин неэффективности противоэпидемических мероприятий в отношении COVID 19. Наиболее удачный прорыв в борьбе с COVID 19, напротив, связан с научными достижениями ученых «Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи» первыми в мире разработавших эффективную вакцину против СOVID 19.  

Усилия ученых РФ разных специальностей, не получивших государственной поддержки, но изучающих пути противодействия новой пандемии, были недостаточно эффективны. Инициативная деятельность ученых-инфекционистов, математиков часто оказалась возможна и в рамках имеющегося гос.задания, пусть и с нарушениями финансовой, трудовой дисциплины, но, реализация идей ученых инженерной направленности,  химиков сразу столкнулась с огромными сложностями.  

Гарантировать, что в условиях чрезвычайной ситуации, новой эпидемии требующих быстрых и верных опережающих управленческих решений (в т.ч. обеспеченных научной поддержкой, новыми технологиями, диагностикумами, лекарствами, программным обеспечением) все ученые Российской Федерации, обладающие нужными компетенциями и перспективными идеями, получат своевременную поддержку – нельзя. В условиях кризиса сложно найти дополнительные финансовые средства и ресурсы для проведения дополнительных научных исследований и опытно-конструкторских работ сразу по всем перспективными направлениям. Поэтому, было бы более эффективно менять имеющиеся тематики гос. задания и перераспределять ресурсы, финансирование и затраты труда для научных коллективов и КБ обладающих идеями, компетенциями и ресурсами для научного, диагностического, технического обеспечения  ликвидации новых угроз и масштабных катастроф, эпидемий прочих чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации или сопредельных государств.

В связи с этим, научное сообщество Российской Федерации – представленное членами ОНР предлагает:

1. Разработать процедуру смены тематики гос. задания НИР и/или НИОКР научными коллективами организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации,  при возникновении эмерджентных инфекций, пандемий, крупномасштабных катастроф на территории РФ, иных быстропеременных явлений угрожающих жизни и здоровью значительной части населения РФ, экологического благополучия крупных территорий страны, на основании предложения руководства организации или по требованию со стороны МЧС, ФСБ, министерства обороны, министерства здравоохранения   РФ, местных властей регионов (в отношении научных коллективов локализованных на территории данных регионов), на срок не более года. 

2. Длительность согласования смены тематики гос. задания по НИР и НИОКР между организацией подведомственной Министерству высшего образования и науки и самим министерством не должна превышать трех суток. Начало работ по новой тематике, должно носить уведомительный характер, и быть возможным в течение срока согласования с затратами средств не превышающими 10% годового бюджета проекта.

3. Закупки расходных материалов и услуг, оплата НИР и НИОКР сторонними организациями должна осуществляться, в случае обоснованной необходимости, без проведения электронных торгов (в соответствии с федеральным законом ФЗ 44). В связи с чем, следует ввести соответствующие нормативные акты или поправки к закону.

4. При появлении у организаций, подведомственных Министерству высшего образования и науки, тематик НИР и НИОКР, актуальных для предотвращения  возникновения эмерджентных инфекций, пандемий, крупномасштабных катастроф на территории РФ, иных быстропеременных явлений угрожающих жизни и здоровью значительной части населения РФ, экологического благополучия крупных территорий страны формировать рабочие группы с профильными министерствами, обеспечивающую эффективный трансфер знаний и технологий, текущей оперативной информации между заинтересованными сторонами (научными коллективами и экспертами соответствующих ведомств) либо открытую публикацию всех полученных, в ходе выполнения НИР /НИОКР данных в сети интернет.

(можно рассмотреть вариант ведения лабораторных журналов с всеобщим доступом в сети интернет)

5. Внести корректировки в постановление Правительства РФ №640 в части регламентации досрочной смены тематики при формировании и изменении ГЗ

6. Так как режим ЧС (ФЗ 68) вводится региональными органами, а ГЗ утверждается на федеральном уровне, то следует дать разъяснение о приоритете новых тематик.

7. Урегулировать вопрос использования бюджета Гос. задания на выполнение работ по новой тематике, с министерством финансов.

8. Проработать вопрос межведомственного взаимодействия (МЧС, Министерство образования и науки) и вовлечения частного бизнеса (фарм. компаний, заводами электроники, компаний по разработке и производству ПО, медицинской техники и т.д.) в т.ч. с возможностью полной передачи прав интеллектуальной собственности в обмен на инвестиции и внедрение результатов НИР и НИОКР.

9. Рассмотреть вопрос о выделении средств по обеспечению безопасности труда, в случае, если смена тематики приведет к дополнительным угрозам жизни и здоровью членов научного коллектива, либо выработать механизмы работы исследователей в лабораториях других учреждений, обладающих необходимыми условиями для обеспечения безопасности.

10. Ввиду того, что появление и распространение новых штаммов возбудителя COVID 19 (SARS CoV2) требует своевременного их выявления, оценки эпидемических рисков, разработки мер противодействия, с участием ученых, точно также, как и в начале пандемии, просим рассмотреть данное письмо в, соответствии с нормативно-правовой базой РФ о противодействии COVID 19.

 

Страницы