Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию
27 декабря 2014 года, 16:00
Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 8 декабря 2014 года.
1. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить координацию деятельности по разработке и реализации Национальной технологической инициативы с учётом ранее данных поручений.
Доклад – до 15 июля 2015 г., далее – один раз в полгода.
Ответственные: Белоусов А.Р., Фурсенко А.А.
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук с учётом ранее данных поручений и издать нормативный правовой акт, предусматривающий определение механизма координации деятельности Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук и обеспечение его функционирования при реализации возложенных на них полномочий.
Срок – 30 марта 2015 г.;
б) в целях развития междисциплинарных научных исследований подготовить совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук и представить в установленном порядке предложения по определению единых подходов к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций, осуществляющих научные исследования и разработки;
в) в целях формирования эффективно действующих научных коллективов разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук (с учетом предложений научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и проектов по актуальным направлениям научно-технологического развития страны, осуществляемых с их участием) и утвердить план реструктуризации этих научных организаций, а также обеспечить его реализацию.
Доклад – до 15 мая 2015 г., далее – один раз в полгода;
г) завершить совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук работу по формированию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учётом необходимости снятия критической зависимости от зарубежных разработок и технологий;
д) разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук и издать нормативные правовые акты о внесении в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 – 2020 годы) и в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы изменений, направленных на обеспечение деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.
Срок – 30 мая 2015 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Фурсенко А.А., Фортов В.Е.;
е) обеспечить сохранность в составе Федерального агентства научных организаций имущества, закрепленного за подведомственными ему научными организациями, кроме случаев, определённых решениями Президента Российской Федерации, а также сохранение объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на финансирование этих научных организаций.
Доклад – до 15 января 2016 г.;
ж) обеспечить осуществление Российской академией наук функций по мониторингу и оценке результативности деятельности научных организаций независимо от их подведомственности.
Доклад – до 30 апреля 2015 г.;
з) по результатам рассмотрения ежегодных докладов государственных заказчиков (заказчиков-координаторов) федеральных целевых программ о ходе работ по их реализации и об эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечить исключение из федеральных целевых программ мероприятий по финансированию фундаментальных и поисковых научных исследований, предусмотрев финансовое обеспечение таких исследований преимущественно путём предоставления грантов.
Срок – 30 апреля 2015 г.;
и) представить в установленном порядке предложения по выделению в 2015 году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение молодых учёных – сотрудников научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, жилыми помещениями в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Срок – 30 марта 2015 г.;
к) издать нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение размера ежемесячной денежной выплаты членам Российской академии наук за звание академика Российской академии наук до 100 тыс. рублей в месяц, за звание члена-корреспондента Российской академии наук – до 50 тыс. рублей в месяц.
Срок – 1 июня 2015 г.
Ответственный: Медведев Д.А.
3. Федеральному агентству научных организаций совместно с Российской академией наук сформировать кадровый резерв для замещения должностей руководителей научных организаций, подведомственных этому Агентству, и их структурных подразделений, осуществляющих научные исследования, а также организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, включенных в этот кадровый резерв.
Доклад – до 30 мая 2015 г., далее – один раз в год.
Ответственные: Котюков М.М., Фортов В.Е.
2 комментарии
Не очень к месту эта "национальная технологическая инициатива"
Ситуация требует совсем иначе подойти к роли науки и технологии в развитии страны. Условия работы в науке должны как минимум обеспечивать расширенное воспроизводство ее кадрового потенциала (ср. материал Минобрнауки еще 2006 года Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования - с тех пор мало что изменилось, не считая естественной убыли очень большой части старшего поколения квалифицированных кадров!), оптимально - обеспечивать конкурентные преимущества в сравнении с условиями работы на Западе. Условия для создания и коммерциализации разработок в стране и вовсе отсутствуют (см. недавнее интервью с Лорэмом Грэхэмом в The Boston Globe: Russian science is amazing. So why hasn’t it taken over the world?). А тут опять какие-то мелкие частные телодвижения.
Вот, скажем, на этом заседании СНО 8 декабря 2014 г. Фурсенко говорит:
Будто бы действительно проблема в том, что ФЦП выделяют деньги на фундаментальные работы вместо прикладных, а не в том, что для создания хороших прикладных результатов у исследователей и разработчиков попросту нет достаточной мотивации - у них слишком мало шансов быть востребованными. Уже не говоря об устройстве этих программ - фантастическая непрозрачность и как минимум потенциальная коррупциогенность, безумная забюрократизированность, порою совершенно безграмотная документация (в ФЦП ИР)...
Ну и собственно "национальная технологическая инициатива". Вот как ее представил Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года :
Но, судя по тому, что про эту инициативу уже решили по итогам заседания президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию 24 сентября 2014 года, никаких "передовых решений" ждать не приходится. С одной стороны, там очень много говорится о признании "приоритетными" и "критическими" нескольких технологий ("подготовить предложения по дополнению приоритетных направлений направлением "новые производственные технологии", а перечня критических технологий - технологиями робототехники, аддитивными технологиями, технологиями цифрового производства, а также технологиями проектирования конструкций и материалов" и т.п.). С другой - предлагается создание каких-то странных монстров -
Засада в том, что вместо того, чтобы думать о кардинальной переориентации страны со старательного выполнения роли сырьевого придатка более развитых стран на настоящее инновационное развитие, чиновники и эксперты должны будут ломать головы над выполнением всех этих решений и поручений правительства и президента...
Действительно, "засада".
Но ведь за этой "инициативой", наверняка, стоят конкретные люди, включая некоторых ученых...
Страницы