29
Дек
2014

Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию


27 декабря 2014 года, 16:00

Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 8 декабря 2014 года.

1. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить координацию деятельности по разработке и реализации Национальной технологической инициативы с учётом ранее данных поручений.

Доклад – до 15 июля 2015 г., далее – один раз в полгода.

Ответственные: Белоусов А.Р.Фурсенко А.А.

 

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук с учётом ранее данных поручений и издать нормативный правовой акт, предусматривающий определение механизма координации деятельности Федерального агентства научных организаций и Российской академии наук и обеспечение его функционирования при реализации возложенных на них полномочий.

Срок – 30 марта 2015 г.;

 

б) в целях развития междисциплинарных научных исследований подготовить совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук и представить в установленном порядке предложения по определению единых подходов к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций, осуществляющих научные исследования и разработки;

 

в) в целях формирования эффективно действующих научных коллективов разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук (с учетом предложений научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и проектов по актуальным направлениям научно-технологического развития страны, осуществляемых с их участием) и утвердить план реструктуризации этих научных организаций, а также обеспечить его реализацию.

Доклад – до 15 мая 2015 г., далее – один раз в полгода;

 

г) завершить совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук работу по формированию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учётом необходимости снятия критической зависимости от зарубежных разработок и технологий;

 

д) разработать совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Российской академией наук и издать нормативные правовые акты о внесении в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 – 2020 годы) и в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы изменений, направленных на обеспечение деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.

Срок – 30 мая 2015 г.

Ответственные: Медведев Д.А., Фурсенко А.А., Фортов В.Е.;

 

е) обеспечить сохранность в составе Федерального агентства научных организаций имущества, закрепленного за подведомственными ему научными организациями, кроме случаев, определённых решениями Президента Российской Федерации, а также сохранение объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на финансирование этих научных организаций.

Доклад – до 15 января 2016 г.;

 

ж) обеспечить осуществление Российской академией наук функций по мониторингу и оценке результативности деятельности научных организаций независимо от их подведомственности.

Доклад – до 30 апреля 2015 г.;

 

з) по результатам рассмотрения ежегодных докладов государственных заказчиков (заказчиков-координаторов) федеральных целевых программ о ходе работ по их реализации и об эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечить исключение из федеральных целевых программ мероприятий по финансированию фундаментальных и поисковых научных исследований, предусмотрев финансовое обеспечение таких исследований преимущественно путём предоставления грантов.

Срок – 30 апреля 2015 г.;

 

и) представить в установленном порядке предложения по выделению в 2015 году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение молодых учёных – сотрудников научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, жилыми помещениями в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Срок – 30 марта 2015 г.;

 

к) издать нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение размера ежемесячной денежной выплаты членам Российской академии наук за звание академика Российской академии наук до 100 тыс. рублей в месяц, за звание члена-корреспондента Российской академии наук – до 50 тыс. рублей в месяц.

Срок – 1 июня 2015 г.

Ответственный: Медведев Д.А.

 

3. Федеральному агентству научных организаций совместно с Российской академией наук сформировать кадровый резерв для замещения должностей руководителей научных организаций, подведомственных этому Агентству, и их структурных подразделений, осуществляющих научные исследования, а также организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, включенных в этот кадровый резерв.

Доклад – до 30 мая 2015 г., далее – один раз в год.

Ответственные: Котюков М.М., Фортов В.Е.


Источник

 

2 комментарии

0 / 0
Не очень к месту эта "национальная технологическая инициатива"

Ситуация требует совсем иначе подойти к роли науки и технологии в развитии страны. Условия работы в науке должны как минимум обеспечивать расширенное воспроизводство ее кадрового потенциала (ср. материал Минобрнауки еще 2006 года Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования - с тех пор мало что изменилось, не считая естественной убыли очень большой части старшего поколения квалифицированных кадров!), оптимально - обеспечивать конкурентные преимущества в сравнении с условиями работы на Западе. Условия для создания и коммерциализации разработок в стране и вовсе отсутствуют (см. недавнее интервью с Лорэмом Грэхэмом в The Boston Globe: Russian science is amazing. So why hasn’t it taken over the world?). А тут опять какие-то мелкие частные телодвижения.

Вот, скажем, на этом заседании СНО 8 декабря 2014 г. Фурсенко говорит:

Что касается остальных ведомств, то они сообщили, что из 26 федеральных целевых программ, финансируемых за счёт выделяемых на гражданскую науку средств бюджета, ни одна не содержит расходы ни на фундаментальные, ни на поисковые исследования. Хотя когда мы смотрим результат этих работ, то они как раз очень похожи, потому что они кончаются отчётами, кончаются статьями, но не каким-то практическим результатом.

Будто бы действительно проблема в том, что ФЦП выделяют деньги на фундаментальные работы вместо прикладных, а не в том, что для создания хороших прикладных результатов у исследователей и разработчиков попросту нет достаточной мотивации - у них слишком мало шансов быть востребованными. Уже не говоря об устройстве этих программ - фантастическая непрозрачность и как минимум потенциальная коррупциогенность, безумная забюрократизированность, порою совершенно безграмотная документация (в ФЦП ИР)...

Ну и собственно "национальная технологическая инициатива". Вот как ее представил Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года :

... предлагаю реализовать национальную технологическую инициативу. На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнётся Россия через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада.

Но, судя по тому, что про эту инициативу уже решили по итогам заседания президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию 24 сентября 2014 года, никаких "передовых решений" ждать не приходится. С одной стороны, там очень много говорится о признании "приоритетными" и "критическими" нескольких технологий ("подготовить предложения по дополнению приоритетных направлений направлением "новые производственные технологии", а перечня критических технологий - технологиями робототехники, аддитивными технологиями, технологиями цифрового производства, а также технологиями проектирования конструкций и материалов" и т.п.). С другой - предлагается создание каких-то странных монстров -

проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих в том числе из крупных компаний с государственным участием - потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий

Засада в том, что вместо того, чтобы думать о кардинальной переориентации страны со старательного выполнения роли сырьевого придатка более развитых стран на настоящее инновационное развитие, чиновники и эксперты должны будут ломать головы над выполнением всех этих решений и поручений правительства и президента...

0 / 0
Действительно, "засада".

Но ведь за этой "инициативой", наверняка, стоят конкретные люди, включая некоторых ученых...

Страницы