11
Июн
2014

ФАНО опубликовало «дорожную карту» по повышению эффективности науки и образования

Читайте также: 

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России опубликовало «дорожную карту» по повышению эффективности науки и образования в подведомственных организациях.


 

Прикрепленные файлы: 

9 комментарии

потеряли базу

Вся карта касается исключительно повышения публикационной активности за счет различных способов повышения производительности труда и регулирования финансовых и трудовых потоков. Затронуто движение интеллектуального продукта. Материальная научная база, ее принадлежность, развитие и судьба касвено затронуты лишь в разделе 1 Приложения 2, в котором назначена к сокращению более чем на 10% к 2018 г. доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала научных организаций в общей численности работников. Это означает, что Дорожная Карта предлагает забросить содержание уникальной приборной и коллекционной базы отечественной науки с тем, чтобы более не на чем было готовить рейтинговые статьи.

Я опять вынужден поднимать голос против команды, подготавливающей подобные документы.

не совсем так

раздел II Интеграция науки, образования и инновационной экономикиИнтеграция науки, образования и инновационной экономикиИнтеграция науки, образования и инновационной экономики.

правда не вижу чего они там помимо дополнительной отчетности хотят? Права на результаты интеллектуальной деятельности и раньше были тем камнем преткновения который о привел к столь чудовищной разнице в доле инвестиций бизнеса в науку в РФ и за рубежом.  Если на сегодняшний момент те единичные случаи инвестиций бизнеса в научную деятельность НИИ обусловлены нарушениями законодательства и, с юридической точки зрения, хищениями РИД, то наведение "порядка" в этой области (вместо либерализации, как это сделано в США, например) может привести к паническому бегству бизнеса из науки. С другой стороны, ежегодный отчет о патентных исследованиях составляет порядка 15-20 страниц + всевозможные формы об инновационной активности, популяризации научных знаний и др. Куда дальше? 

Возможно, учет показателей о количестве студентов прошедших стажировку и количестве сотрудников ведущих педагогическую деятельность будет полезным в плане мотивации руководства НИИ сотрудничать с ВУЗами. Еще бы замотивировать руководство ВУЗов...

к вопросу об инновациях

http://rbis.su/article.php?article=720 советую повысить грамотность..

в дорожной карте нет внятной дороги имеющей отношение к инновациям, разработкам, прикладным исследованиям. По-моему это наиболее глобальная проблема российской науки и, в первую очередь, касается эффективности фундаментальных исследований. Во всем мире есть две группы критериев эффективности фундаментальных исследований это научные разработки и публикации и только Российские фундаменталы и чиновники отрицают очевидное. 

имхо

Логика в незначительном сокращении численности "вспомогательных подразделений" как раз присутствует. Например, у нас в Институте на каждого научника приходится ещё столько же всевозможных "вспомогателей". Как это сокращение будет реализовываться - вопрос. Да и в целом данная "дорожная карта" имеет декларативное значение: будет достигнуто (или не будет), повысится (не повысится). И срок - до 2018 года. А к той поре "или ишак сдохнет, или султан". Сколько уж подобных "карт" мы пережили (только на моей кроткой памяти прошло 3 или 4 разные "реформы"). Одно могу сказать точно - лучше для всех навряд ли станет.

где как

например, в одном из РАНовских НИИ есть куча электриков, сантехников, грузчиков которые получают зарплату в зависимости от объема выполненных работ, поэтому там постоянно бывают проблемы с сантехникой, электричеством в итоге то приборы зальет, то в результате каких-то работ с  проводкой накроется прибор. А в моем институте в РАСХН на такое же количество ученых приходится половина электрика и треть сантехника и проблем намного меньше... Опять же кого в первую очередь будут сокращать лаборантов или бухгалтеров? Дефицит лаборантов, инженеров носит повсеместный характер. 

Дорога в никуда

В развитых странах затрачиваются значительные средства на определение приоритетов в развитии научных знаний. Эти разработки общедоступны. С ними можно соглашаться или не соглашаться, но не учитывать их недопустимо. Специфика России в том, что ученых по отношению к мировой науке очень мало. Следовательно мы можем занять должное место лишь в том случае, если найдем области развития потенциально имеющие большое значение, но не разрабатываемые или слабо разрабатываемые в мире. Иначе говоря, мы должны делать то, что не делают другие. В любом научном направлении такие области существуют. Конечно, эта работа перманентная, однако стартовые позиции должны быть определены, хотя бы в первом приближении. Если этого не будет сделано, то высока вероятность тривиального мультиплицирования известного. Статей будет больше, но толку никакого.

В дорожной карте есть забавная позиция - постонная численность научного состава. Молодой специалист может занять место только умершего или вышедшего на пенсию. В общем это чисто формальный документ без внутреннего содержания.

 

очень правильно

мне внушает надежду что количество статей, сообщений в формуах и т.д  где излагаются стратегически четкие предложения увеличивается с каждым годом. Радует что такие предложения и идеи можно услышать и из уст ученых и из уст чиновников.

Например, в дорожной карте есть раздел где фигурирует фраза "повышение ... мобильности ученых"  в заголовке, однако далее по тексту ничего такого нет. То есть где-то в верхах уже появились люди осознающие важность "некоторых важных и ключевых факторов влияющих на эффективность науки" но пока не хватает кадров способных на реализацию правильных идей.

кстати, ОНР могло бы заняться формированием списка направлений развитых у нас и недоразвитых в мире (ну или конкурентоспособных)

например, паразитология - ДА, а все что касается чистой молекулярной биологии - нет

вывод - нужно запретить тратить средства на чисто молекулярно-биологические проекты, только на проекты на стыке наук (паразитология+ молекулярная биология)

если физика у нас сильна, то и биология в привязке к физике будет неплоха т.е. радиобиология заслуживает поддержки даже если у нас не очень много радиобиологов  а всякие вещи посвященные ДНК...

с другой стороны, мы должны работать и на опережение т.е. поддерживать то что в мире мало развито, например, если мы начнем заниматься гликомикой то сможем какое-то время побыть середнячками на мировом уровне через 5-7 лет. А стоволовые клетки и полногеномные секвенаторы ... сжечь наверное? или отдать всельскохозяйственные техникумы :)

Избран новый директор ИЯФ СО РАН

Избран новый директор Института ядерной физики СО РАН: http://www.sbras.info/news/izbran-novyi-direktor-instituta-yadernoi-fiziki-so-ran

В голосовании приняло участие 74% сотрудников института. Большинством директором избран Павел Логачёв, набравший 67,5% голосов. Протокол избирательной комиссии утвержден на заседании учёного совета института и направлен в ФАНО России для утверждения избранного кандидата на должность директора института в установленном порядке.

П.В. Логачёв — специалист в области физики пучков заряженных частиц и ускорительной техники.

Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН — крупнейший академический институт страны (около 2800 занятых, оборот свыше 2 млрд. рублей). Здесь работает более 400 научных сотрудников, в том числе 9 членов РАН, 61 доктор и 167 кандидатов наук. Особенностью института является наличие крупного экспериментального производства (около 1000 человек) с высоким уровнем технического и технологического оснащения.

«Стратегической целью института, — считает Павел Логачёв, —  является успешная реализация в России самых амбициозных фундаментальных исследовательских и прикладных проектов, которые обеспечат опережающее развитие национальной технической и производственной базы в высокотехнологичной сфере экономики».

А где же "карта"? И где "пути-дороги" ?

Когда прочитал заглавие -"дорожная карта", то порадовался, подумал, сейчас увижу "карту" (со школы любимый предмет география) и увижу наиболее эффективные "пути-дороги", по которым должна пойти российская наука. И что же? Длинный бюрократический  документ, по которому трудно разобраться.  куда же должна идти российская наука, по каким "путям-дорогам" с учетом мировой конкуренции?

 25 лет занимаюсь самостоятельно фундаментальными исследованиями, участвую в международных конкурсах, конгрессах и конференциях, но в  документе, который громко именуется "дорожной картой", не нашел раздела "независимые исследования". А ФАНО совместно с РАН должны быть надежными "проводниками" в пути для всех, кому дорогА наука, в том числе,  для кого НАУКА-национальная идея..

Страницы