Привлечение в науку молодежи
Уважаемые коллеги!
Я уже обращался по адресу ОНР с предложением озаботиться проблемой привлечения молодежи в науку – и получил в ответ предложение А.Л. Фрадкова: написать проект очередного воззвания.
Прежде всего – о моем отношении к воззваниям. Писать проекты воззваний, конечно, можно, но полагаю, судьба их будет такая же, как последнего, по поводу РФФИ, и предыдущих, и число подписавших а тем более поболтавших по этому поводу на форуме ничего не изменит. Мой жизненный опыт говорит, что к любому документу, чтобы он имел шансы на что-либо повлиять, нужно "приделывать ноги". Как я понял по публикациям в ТрВ, деятельность в этом плане Е. Онищенко и иже с ним гораздо эффективнее (хотя и заведомо более трудоемкая), чем 2000 подписей. Без нормальной организации (определение состава участников, распределения функций, определения комплекса средств (точек направления воздействия) и т.д) писание писем по любому поводу и базар на форуме будут просто одной из форм мастурбации. Я уверен, что без вступления в живой контакт с людьми, принимающими решения, и нахождения вменяемых людей в структурах, такие решения принимающих, одними письмами ничего сделать нельзя. В частности, в любом послании и дискуссии по пему должны быть доказательства: почему без нашего предложения плохо, а с ним будет хорошо или по крайней мере лучше (иначе оппонент – Панченко, Фурсенко или любой чиновник должен будет согласиться, что авторы прожекта умнее его – а это невозможно). Второй фактор успеха (читайте Карнеги!) – авторы послания должны доказать оппоненту, что их предложение выгодно, полезно или хотя бы приятно лично ему! Это можно сделать только в личной дискуссии.
Теперь по существу проблемы. Я писал на адрес ОНР (т.е., как выяснилось, А.Л. Фрадкову): «Я сужу по состоянию своего института - средний возраст доктора - 68 лет, кандидата - 63, приход молодежи за 2011 г - 3 чел. при общей численности науч. сотрудников около 300, вакансий - 0. Возможно, это локальная ситуация - тогда умолкаю, но если более менее общая (подозреваю, что это так хотя бы в Москве и Подмосковье - достаточно сопоставить ставки молодых "научников" с средними зарплатами по этим регионам, а также оценить состав участников тех семинаров, на которых приходилось бывать), то все остальное (РФФИ, псевдонаука и др.) - мелочи жизни. Тут нужно бить во все колокола и добиваться как решений сверху (достойная стипендия аспирантам, специальные фонды зарплаты для стимулирования молодых, пенсии докторам для освобождения ставок) так и общественной активизации (например, популяризация науки и пропаганда радости научного творчества, как ни наивно это звучит, приход научных работников в школы и т.п.).»
2 дня назад мы обсудили эту прблему на заседании нашего Учсовета, и ситуация выглядит катастрофической: к тому, что написано выше, добавляется существование мощного отсоса молодежи в Москву, отсутствие понимания и интереса к работе в науке у юношества, непрестижность, отсюда – крайне низкий уровень абитуриентов и отсутствие серьезного конкурса в хороших ВУЗах и соответствующий уровень их выпускников.
Итак, если все-таки на что-то надеяться, до писания воззваний, по моему мнению, нужно провести серьезную работу по аргументации – собрать цифровые сведения по разным НИ институтам и ВУЗам (я уверен, что в Москве, Питере и на периферии они будут существенно разными), примеры провала работ по важным научным направлениям из-за эмиграции специалистов и.т.п. Есть ли люди, готовые и могущие это организовать?
С другой стороны, есть вещи, не требующие или почти не требующие денег. Я имею в виду работу со школьниками – КПД весьма невысокий, но может быть, ненулевой? Хотелось бы знать информацию, например, по Малой академии наук в Черноголовке и аналогичным институциям - приходят ли ее участники в Черноголовские и другие НИИ?
Мой призыв на эту тему в нашем институте пока остался без ответа – общий скепсис или ощущение безнадежности превалируют.
Я надеюсь, что мое предложение о начале дискуссии (пока!) на эту тему поддержат люди, непосредственно занимающиеся или занимавшиеся этой проблемой – не на уровне болтовни на Scientific.
Привлечение в науку молодежи
ответ
по школьникам КПД хороший в Новосибирске есть малая сельхозакадемия (там школьники делают научные работы 1 день в неделю 2 года) есть ФМШ (физматшкола). Среди моих коллег немало выпускников этих школ. есть мнение что окончить ФМШ ценнее чем НГУ, настолько в среднем успешнее ФМШатники (скорее это связано с отбором, в такие школы идут не за дипломами а для интереса).
можно отменить кандидатские доплаты 3 тысячи и эти деньги пустить на поддержку молодежи. одна из проблем - 5 тыс рублей в месяц для мнс все же слишком сурово, выжить на такие деньги нереально, на 8 тыс. более реально если есть жилье.
Не могу сказать, что у меня
Не могу сказать, что у меня так уж много инфомации, но что есть, могу рассказать. По нашему институту (ИЯИ РАН) ситуация как с проказой, вроде больной еще ходит, но разваливается на ходу и пахнет неприятно. В год за счет Физтеховской кафедры в институт приходит 3 - 7 человек. Из них примерно половина в лучшем случае остается. При этом из социальных программ только именные стипендии (5 или 7 тыс в месяц для 4 или 5 человек, приятно, но ничего не решает). Фактор вовличения студентов и аспирантов в научную деятельность близок к нулю: внутренних семинаров почти нет, новых проектов нет, оборудование сыпется на глазах. Связана вся эта разруха естественно не с самими студентами, а с тем что на уровне руководства института никого эта тема не волнует. Значительно лучше дело состоит у теоретиков, которые организовали себе теплое гнездышко в МГУ и берут оттуда несколько студентов в год. Там, насколько я понимаю, есть и достаточное количетво внутреннего общения и вовлеченность в современную науку имеется (теоретикам для этого много не надо).
Очень хорошо было все организовано в ИТЭФе (пока там не закрутили все гайки). Опять таки не из-за студентов, а из-за того, что среди ученых и руководства было некоторое количество замечательных энтузиастов, но там были и постоянные семинары, и кружок для школьников (в котором я, собственно, и участвовал, пока был школьником).
Вывод у меня такой: предже чем бежать, как у нас водится, к начальству, надо научиться самим организовывать работу со студентами и молодежью. Начать наверное стоит с того, что наладить плотное взаимодействие между различными кафедрами хотя бы внутри одной специальности. Устраивать с некоторой периодичностью популярные мероприятия для студентов и школьников - дни открытых дверей и прочее. Я уверен, что от одной популярной лекции, на которую удалось бы заманить сотню студентов и школьников, толку было бы больше, чем от всех обращений к президенту (ну, тут я учитываю личностные качества нашего ныынешнего президента) вместе взятых.
Итак, мои призывы: готовить
Итак, мои призывы: готовить доказательную базу для давления на высокое начальство и поделиться современным опытом вовлечения школьников - остались почти без отклика. Видимо, ощущение безнадежности является общим. Я думаю, что существенно исправить ситуацию сегодня или в ближайшем будущем нельзя, даже если вдруг с неба посыпется манна в форме серьезного финансирования, обещанного новым-старым президентом (который , возможно, искренно верит, что средняя зарплата по РАН - 34 тыр). Проблема ведь и в том, что при нынешнем уровне абитуриентов и студентов звать-то в науку практически некого. Поэтому если уж барахтаться, то только в расчете на послезавтра - готовить новое поколение в школе. У меня есть какая-то, в основном грустная, информация по состоянию умов в местных школах. Хотелось бы видеть более широкую картину и услышать об опыте тех, кто его имеет.
Ау, отзовитесь!
Страницы