03
мая
2013

Год утерянных надежд (Проект обращения ОНР)

Читайте также другие материалы по теме: 

Год утерянных надежд (к первой годовщине нахождения Ливанова на посту Министра образования и науки РФ)

Проект обращения ОНР

После назначения Ливанова и встречи с ним ОНР целый год ждало и надеялось на позитивные изменения в организации научных исследований в России согласно совместно намеченным целям, и теперь мы готовы изложить свои претензии в настоящем обращении.

Первая и самая главная претензия – это нищенский уровень зарплат у профессорско-преподавательского состава вузов России. Не смотря на все заявления министра Ливанова о роли университетской науки, он и не подумал повышать зарплаты исследователям. Вместо этого появились рассуждения о некой средней зарплате, правила исчисления которой не только не понятны, но и способствовали неоднократному возникновению конфликтов, как в Омском государственном университете. Или в Новосибирском государственном университете, где специально была начислена годовая премия в том месяце, когда требовалось подать данные.

Повышение зарплат связывалось с введением новых квалификационных требований к исследователям. ОНР, в свою очередь предлагало назначить наиболее плодотворно работающим ученым гранты-стипендии, опираясь на показатели публикационной активности. Но это предложение также требовало разработки квалификационных критериев. За прошедший год МОН ничего не сделало в этом направлении.

Между тем, в начале 90-х Сорос осуществил разработку таких критериев, собор данных и перечисление грантов менее чем за год и это было сделано не смотря на отсутствующие тогда современные сетевые средства сбора и обработки данных.

Отсутствие квалификационных критериев, а ОНР предлагало начать с простейших условий – трех публикаций, индексируемых WoS или Scopus за последние три (пять) лет, не позволяет выделить ядро наиболее активно работающих ученых. А из их числа можно формировать новые диссертационные советы, научных руководителей для аспирантуры и магистратуры, новый состав ВАК и т.д.

Исследователям, вошедшим в список, можно было бы выплачивать гранты-стипендии, а их число учитывать при аттестации вузов и научных учреждений. Учет этих данных привел бы к росту заинтересованности руководителей в привлечении таких исследователей. Но для осуществления поощрения необходимо перераспределить средства, изъяв их из распоряжения ректоров и административного аппарата в пользу ученых. На что руководство МОН не хочет идти из-за того, что ректора выполняют множество посторонних, но весьма важных для власти функций, например, по принуждению к участию в митингах поддержки правящей верхушки.

Вместо организации научной работы в вузах МОН поощряет бессмысленную бюрократическую нагрузку преподавателей. Их заставляют писать УМКД объемом в несколько сотен страниц по каждому предмету. При этом на преподавателя перекладываются функции администрации по комплектованию библиотеки литературой, по утверждению компетенций, по межпредметным связям и т.д.. Полностью игнорируются авторские права, что выражается в требовании оцифровки всех материалов и их бесконтрольным копированием. Академические свободы заменяются предписанием по типу проводимых занятий. Все это сопровождается засильем педагогов проверяющих, чьи требования основываются на чистой схоластике. Немало времени отнимают и мероприятия по так называемому качеству.

Все эти факторы, а также увеличение учебной нагрузки, делают невозможным занятием наукой для подавляющего большинства преподавателей вузов.

Следует также отметить стремительное сокращение финансирования научных исследований, выделяемого на подлинно конкурсной основе. К таким конкурсам можно отнести только инициативные проекты РФФИ, но их доля в общем объеме неуклонно сокращается, а единственная реальная возможность поехать на конференцию для молодежи закрыта совсем.


Обсуждение и голосование

Мне бы хотелось, чтобы члены ОНР обсудили данные проект, внесли свои замечания и проголосовали за основные положения. 

Выделите основные положения, пожалуйста

А где здесь основные положения? Нельзя ли их выделить, например, пронумеровать?

Основные положения

 

Напомню сначала то, что ОНР предлагало на встрече с Ливановым и что не выполнено
 
Из письма А.Л. Фрадкова:
 
... надо увязать наши претензии с тем, что мы предлагали и что не выполнено (указав, что кое-что выполнено: Совет по науке создан, первый шаг в искоренении лжедиссертаций сделан).  Поэтому мы пишем:
 
1. Повышение окладов - не выполнено
2. Дебюрократизация - не выполнено (хотя Ливанов сам пообещал!)
3. Децильный коэффициент - не выполнено
 
А еще МОН пропускает новые удары:
4. Шпиономания
 
Теперь о тех претензиях, о которых я пишу в проекте обращения
 
1. Игнорирование повышения зарплат ППС и переход на среднюю зарплату, полностью игнорирующую исследовательскую часть труда ППС
 
2. Отсутствие простых и внятных квалификационных критериев оценки труда исследователей, по которым могли бы идти гранты-стипендии, и которые должны быть учитаны при создании новой квалификационной системы
 
3. Дебюрократизации труда ППС и НР, которая только усилилась. Полное игнорирование академических свобод.
 
4. Сужение доли свободных конкурсов при финансировании науки.
Форма "претензий", на мой взгляд, довольно странная.

"ПРЕТЕНЗИЯ - требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы." (Словарь финансовых терминов).

Есть ощущение, что мы пытаемся апеллировать к обещаниям Д.В. Ливанова, которые он не давал. То есть, не вообще "не давал", а не давал в конкретной форме: с указанием ответственного и сроков выполнения. 

То же самое относится и к "обещаниям" И.И. Федюкина. Вспомните: на общем собрании ОНР мы взывали о недопустимости отмены надбавок за ученые степени, а нам в ответ звучало: "С осени надбавки будут отменены".

То есть, мы апеллируем не к конкретным "обещаниям власти", а к тому, как мы восприняли (возможно, ошибочно) "высказывания представителей власти".

Мы писали разного рода письма-обращения, а в это время принимались законы и постановления правительства (http://onr-russia.ru/content/%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%...). Которые, в реальности будут определять научную и образовательную деятельность в ближайшие 5-10 лет. 

Не думаю, что очередное письмо приведет к иному результату. Даже если исправить в тексте грамматические огрехи ("несмотря", все таки, пишется слитно в данном контексте, и т.п.).

В свое время, в телефонном разговоре Дмитрий Игоревич говорил мне, что Ливанов значительно лучше Фурсенко. Возможно, это и так, но он действует в рамках своих возможностей, которые, по-видимому, довольно скромные. 

Очевидно, что разрешить проблемы организации науки в России не возможно, если мыслить только в категориях "проблем организации науки". Нужно, прежде всего, заниматься проблемой востребованности результатов науки: "Существование собственной науки станет экономически выгодным, если появится заинтересованность в использовании результатов науки в экономике, которую могут обеспечить только правильные политические решения. Без них рыночный спрос на научные результаты не появится. Отечественная наука может оказаться необходимой и при защите национальных интересов страны. Увы, развитие событий показывает, что эта задача остается и на стадии реставрации капитализма, даже номенклатурного." (Ю.Н. Ефремов, 2000, http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4775).

А иначе можно "дописаться" до того, что власть прибегнет к "прогнозу" Андрея Калиничева: "Но еще через 10-15 лет всякая нужда в структурных преобразованиях российской науки уже может полностью отпасть ввиду полного отсутствия объекта реформирования". (А. Калиничев, 2000. http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4776). Собственно, МОН уже учитывает последствия такого прогноза, например, в конкурсе мегагрантов...  

У "претензий" много значений

http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F

в частности, выражение недовольства.

Теперь насчет Фурсенко. Он повысил зарплаты в РАН и выделил федеральные и национальные исследовательские университеты. Ничего подобного и равноценного Ливанов делать не собирается.

"Выражение недовольства" - это еще менее удачная форма.

Андрей Михайлович, не хотел бы вступать в полемику по частным вопросам (например, хорошо ли, что Фурсенко повысил зарплаты в РАН, оставив их нищенскими в РАСХН и РАМН; хорошо ли, что МИСиС стал федеральным университетом, а какой-то другой достойный ВУЗ не стал; и т.п.). Не хотел бы также сравнивать, кто лучше - Фурсенко или Ливанов (в отличие от Дмитрия Игоревича, мне не довелось знать близко ни того, ни другого). Оба министра действовали в рамках своих возможностей, занимаясь решением частных задач, и не "замахиваясь на большее". Вероятно, это "большее" - за пределами их возможностей. У Фурсенко в начале его министерской деятельности был порыв принять аналог "закона Бэя-Доула" в России; у Ливанова случались высказывания, что оклад научного сотрудника должен составлять не менее 70% от совокупного заработка. И где результат?

Очевидно, что на "выражение недовольства" ОНР получит очередную отписку со ссылкой на то, как много усилий прилагается для повышения эффективности российской науки, и как хорошо станут финансироваться российские ученые в рамках "эффективных контрактов" в 2016-2018-2020 г.г.  

Я не пойму, зачем посылать обращение в МОН

это означает "бить челом"

Недовольство можно выразить и на нашем сайте. А опубликовать это обращение в "Поиске", например.

Я не очень понимаю, почему Ливанов лучше Фурсенко, что он такого сделал.

А обсуждение этого обращения, помимо всего прочего, даст взможность выявить истинное отношение ОНР к Ливанову. Пока мы занимаем слишком восторженные позиции. Нужно дать народу высказаться.

 

Уже лучше...

В.В. Поройков

... но, с моей точки зрения, было бы правильным "выразить отношение", не к Ливанову или к другому достойному представителю МОН, а к конкретной проблеме.

Например:

- оклад должен составлять не менее 70% от совокупной зарплаты научных работников и ППС:

- разница в зарплатах научных работников и ППС и административно-управленческого персонала не должна превышать 3;

- требование "внебюджетного финансирования" должно быть исключено из любых видов НИР;

и т.п.

Есть новый вариант обращения

написанный А.А. Оскольским. Подождем, когда он его выложит. Он получше.

Его можно будет дорабатывать.

Уже даже и не смешно

Уважаемые коллеги! У меня уже голова кружится от всяких голосований на этом сайте. Причём ни одно из них не было эффективным. Может остановиться, чтобы не быть посмешищем?

Мне категорически не нравится.

Не нравится, ни по форме, ни по содержанию.

Получается очередная жалоба: Ливанов такой плохой, уже год прошел, а он все еще не сделал нам хорошо. Не конструктивно. 

Вот вы требуете того, чтобы подняли базовые ставки ученых и преподавателей. А откуда лично Ливанов возьмет на это деньги? Отберет у Ковальчука? Он тогда и дня в своем кресле не продержится. Обращаю ваше внимание, что несмотря на свою пассивную политику, министр и так рискует потерять свой портфель. Вы гораздо лучше меня должны понимать, что наука нынче денежное дело, а значит никакие рессурсоемкие решения министр не может предпринимать без оглядки на воротил вроде того же Ковальчука.

Это не значит, что я поддерживаю деятельность Ливанова и МОН в целом, но нынешний министр гарантированно на порядок, а то и на два лучше, чем предыдущий. Если слишком сильно на него давить, мы рискуем тем, что его все-таки снимут, и мы останемся с каким-нибудь маргиналом вроде Фурсенко, или, еще хуже, Ковальчука.

Мне кажется, что чем жаловаться и просить милости, гораздо лучше делать то, что мы можем делать сами. Напирмер, вполне в силах ОНР наладить межинститутскую кооперацию по вопросам молодежной политики. Это не так просто, и не факт, что получится, но это заведомо лучше, чем строчить одну за одной неконструктивные жалобы.

Предложен проект обращения

По нему будет производиться голосование.

Я лично не вижу в деятельности МОН ничего положительного. Реальных дел нет, а жить стало хуже. По крайней мере в ВУЗах.

Во времена Фурсенко были, например, созданы национальные исследовательские университеты, достаточно удачная форма поддежки исследований в высшей школе. Ливанов ничего такого реализовать пока не смог.

Все правильно, но кто адресат?...

Коллеги констатация фактов  абсолютно точная и аргументация правильная, но непонятно кому адресовано это обращение и  что мы хотим в результате.  Не хватает чего то наподобие " На основании изложенного ОНР просит:" и далее пункты

Мне кажется достаточно

Мне кажется достаточно заменить "претензии" на "требования" (далее конечно потребуется некоторая правка текста). По существу я согласен со всем, а фрагмент о бюрократизации просто не в бровь, а в глаз.

 

Это 1-я версия, читайте "Год утерянных надежд 2.0"

Страницы