22
Авг
2016

Вопросы новому министру

Читайте также другие материалы по теме: 

Дорогие коллеги,

как вы все знаете, у нас теперь новый министр образования и науки: учитель пения и истории, затем историк-религиовед, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой в ВУЗе, сотрудник РАН, а в последние годы - чиновник администрации президента РФ,  О.Ю. Васильева.  Она успела выказаться об учителях, о патриотизме и о некоторых других вопросах, но о ее взглядах на проблемы, волнующие научное сообщество, ничего не известно. Предлагаю собрать в этой ветке вопросы к новому министру, которые могли бы прояснить ее мнение но наиболее насущным для нас проблемам и позволить нам определиться с возможными направлениями взаимодействия с новым министрам. Затем Совет может скомпоновать и отредактировать их и опубликовать от имени ОНР или передать непосредственно министру.

Вопросы, видимо, следовало бы распределить по относительно крупным разделам, например (для затравки) такие:

1. Снижение бюрократической нагрузки и бюрократического давления на ученых и научные коллективы. Отношение к укрупнению, слияниям и поглощениям

2. Бюджет науки и образования, финансирование фундаментальной и прикладной, университетской и академической науки, базовое и конкурсное финансирование.  

3. Совершенствование конкурсной (грантовой) системы финансирования науки

4. Отношение к реформе РАН, дальнейшая судьба академической науки

5. Интеграция российской науки в мировую (облегчение контактов с зарубежными коллегами, приглашение зарубежных специалистов, таможенные пошлины и бюрократические препоны при приобретении приборов и расходных материалов, конкурентспособность и изоляционизм, шпиономания и "секреты Полишинеля") 

6. Аттестация научных кадров. Несколько вопросов были уже заданы членом ОНР, сооснователем сообщества Диссернет Андреем Заякиным:

   6.1. Уволите ли Вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему?

  6.2. Распустите ли Вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации? (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на Диссернете много раз).
  6.3. Выведете ли Вы из Экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?(опять же, списки лежат в МОН).
  6.4. Отмените ли Вы срок давности по фальшивым диссертациям?

от себя добавлю 

   6.5. Насколько Вы намерены расширить список учреждений, которые, наряду с МГУ и СПбГУ, получат право самостоятельно присуждать ученые степени государственного образца. Какими Вы видите принципы и критерия включения в этот список? 

7. Оценка эффективности работы научных коллективов и отдельных ученых. Соотношение наукометрических параметров и экспертных оценок. Принципы проведения экспертизы и отбора экспертов.

8. Снижение зависимости ученых и научных групп от произвола администраторов. Карьерные лифты для талантливых молодых ученых. 

9. Подтверждает ли министр свою приверженность части 2. статьи 13 (Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной) и статьи 14 (Россия - светское государство) Конституции РФ? 

0 / 0
Попробую сформулировать

Довольно сложно сформулировать "острый" вопрос так, чтобы от него нельзя было увильнуть. Можно примерно так:

Будет ли в рамках образовательной системы проводиться увеличение веса патриотического воспитания в ущерб иностранным языкам и другим предметам, как сообщили некоторые СМИ?

0 / 0
Андрей Кимович,

Последний пункт - 9. Подтверждает ли министр свою привеженность Конституции РФ, ст13, ч.2, ст 14 выглядит странно. Разве может министр быть НЕ приверженным Конституции РФ, государства в котором он назначен быть министром.

Есть еще Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (Ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

"Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон"

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой...

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается

  Статья 4 Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Ну и вопрос о бюджете, как мне кажется, должен быть на первом месте. Бюрократия - это безусловно ужасно, но не на первом месте все-таки. Может лучше  этот вопрос поставить после вопроса об интеграции российской науки в мировую.

0 / 0
Это лишь предварителтный (затравочный) список

Елена Николаевна, Порядок и набор рубрик пока предварительный и псевдослучайный. Мы непременно структурируем его перед опубликованием. Пока хотелось бы конкретизировать рубрики и, главное, подпункты, хотя бы как сделано в п. 6.

0 / 0
Государство для человека или человек для государства?
Как Вы будете рекомендовать преподавателям расставлять приоритеты при воспитании будущих строителей российского государства: государство для человека или человек для государства?
 
И два частных вопроса о том же: 
1. Люди, которые сообщили о фальсификациях в диссертациях или других прегрешениях законно избранных/назначенных представителей власти - это честные патриоты или предатели интересов страны?
2. Люди, которые сообщили о нарушениях в российском антидопинговом агенстве - это честные патриоты или предатели интересов страны?
0 / 0
Ну, уж тогда...

Считаете ли Вы, что задача российского образования - "воспитать человека-творца или квалифицированного потребителя"? ( (С) А.А. Фурсенко)

0 / 0
Это хороший вопрос!

Вопрос хороший. Как и другие того же плана: надо ли в первую очередь развивать в образовании естественные или гуманитарные науки? И.т.п. Но не кажется ли Вам, что сейчас на все такие вопросы могут дать один ответ: надо прежде всего воспитать патриота?

0 / 0
Не вижу противоречий.

И, все же: патриота-творца или патриота-потребителя?

0 / 0
Без противоречий не бывает

Это когда у Вас неограниченно много денег и часов в программе, тогда можно успеть и то и то.

А на самом деле пока Вы будете обсуждать, на что больше часов дать: на высшую математику (чего не желал Фурсенко) или на что-нибудь попроще, вдруг окажется, что урезали всю математику, поскольку в два раза дали больше часов на патриотическое воспитание.

То же и с наукой. Помнится, когда пришел Ливанов, он где-то сказал, что для него статей, которых нет в Web of Science не существует. А что теперь будет? Чем новый министр будет измерять достижения науки: ученых, групп ученых, организаций?

1 / 0
Давайте немного структурируем обсуждение

Уважаемые коллеги,
уверен, что найдутся журналисты, которые с удовольствием зададут Ольге Юрьевне вопросы о ее личном мнении по многим животрепещущим проблемам, а также о ее планах по организации образования, воспитания и просвещения в детских садах и школах. Здесь хотелось бы собрать вопросы, непосредственно относящиеся к организации науки, причем именно в контексте Декларации об образовании ОНР.

1 / 0
Вопрос новому министру:

Как Вы относитесь к такому законпроекту:

http://www.newsru.com/russia/08sep2016/disser.html  

Не будет ли его принятие означать полную победу высокопоставленных плагиаторов?

 

3 / 1
Глубокоуважаемая, Ольга

Глубокоуважаемая, Ольга Юрьевна, убедительно прошу Вас пересмотреть существующее положение по присвоению ученого звания «профессор», принятое при Вашем предшественнике.  Требование почасовой педагогической нагрузки и наличия учебных пособий являются настоящим дискриминационным барьером для сотрудников институтов РАН. Профессор, исходя из исторически сложившегося понимания сущности этого звания – это ученый (так, кстати, и подразумевается в положении), но не априори педагогический работник. Проверенные временем, традиционные требования наличия степени доктора наук, руководства пятью защитившимися соискателями ученой степени и монографий, которые могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов, выглядят вполне значимым и достаточным основанием для присуждения ученого звания «профессор». Кроме того, в последнее время в ВУЗах наметилась тенденция ликвидации позиций «совместителей», что полностью исключает педагогическую деятельность кадровых работников институтов РАН. Возможно, что этот вопрос не выглядит первоочередным, но, поверьте, он требует решения. С уважением, В.М. Семенов

Страницы