07
мая
2013

Минобрнауки до 1 сентября 2013 реформирует кадровую систему вузов

Читайте также другие материалы по теме: 

Уважаемые коллеги, кто что думает об этой новости? Не слишком ли быстро собирается МОН сделать что-то реальное?  Мне лично кажется, что сокращения будут обязательно, а вот увеличение ставок.. это мы уже проходили, "среднее" по вузу, то есть взятое в один месяц поступления всех денег по грантам, по всем-всем высокооплачиваемым административным позициям и т.д.

Вот полный текст сообщенияна сайте "Коммерсанта":

http://kommersant.ru/news/2185272

Министерство образования и науки России до 1 сентября проведет серьезные изменения в кадровой системе высших учебных заведений в целях эффективного распределения средств, выделенных на повышение оплаты труда преподавателей, заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов на совещании у президента Владимира Путина с кабинетом министров. «У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены», — цитирует министра «РИА Новости». Дмитрий Ливанов сообщил, что на 2013-2015 годы предусмотрены дополнительные средства на повышение оплаты труда преподавателей вузов — 24 млрд, 38 млрд и 62 млрд рублей соответственно. «Эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений», — подчеркнул глава Минобрнауки


 

Суета сует, - все суета! ...томление духа!

Уважаемые коллеги, полагаю, что итогом реформы будет следующее:

1) ППС станет меньше... (многим, кто по двадцать-тридцать лет работал за гроши, просто пожмут руку и скажут - спасибо, пожалуйста, до свидания...)

2) работы для каждого из ППС станет больше (вчерашняя ставка станет нынешней полставкой)...

3) оклады прежними... Это в лучшем случае! (поскольку здесь в голову приходит простая арифметическая задачка: я делал N работы за X оплаты, теперь я делаю 2N работы за 1,5X оплаты... Вопрос: на сколько выросла моя оплата? Ответ: я на стал ровно на четверть беднее, чем был...!)

4) Все выделяемые на повышение окладов ППС средства "съедят" административные структуры... (все, что будет прибавлено к окладу ППС, будет идти не из этих средств, а из средств "экономии ФОТ", т.е. за счет сокращений)

5) ну и наконец, показатели виртуальных средних з/п по организациям вырастут "до потолка", пробьют его и уйдут в открытый космос... (Ура, наказы-таки будут выполнены!)

900 часов для доцента

голосовой нагрузки на ставку. С сентября 2013,

В ряде самарских вузов об этом уже объявили. Вот и вся ливановщина.

Если учесть, что в учебном году 34 недели, то получаем 27 часов в неделю. Плюс УМКД и прочие бюрократические радости. Кто там что говорил про науку?

В официальной стенограмме совещания есть важные подробности

http://www.kremlin.ru/transcripts/18039

Цитирую и выделяю примечательное 

"У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30 процентов превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение 40 и 50 процентов. Понятно, что, повышая всем заработную плату, в этой ситуации мы будем просто стимулировать раздувать штаты, следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьёзные изменения в кадровой системе в высших учебных заведениях. Мы будем это делать, и уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьёзно повышены.

Мы рекомендуем вузам, чтобы оклад доцента, то есть именно постоянная, не зависящая ни от чего часть его заработной платы, был не ниже 75–80 процентов от средней оплаты труда в соответствующем регионе."

Если в некоторых - 50, то в некоторых - 10 ? 

И хотя рекомендации это не одно и то же, что требования, но все же и не пустое место. Предлагаю коллегам хватать Д.В.Ливанова "за руку" (за язык).

Коллеги, не могу больше терпеть!

Ну сократит Ливанов число преподавателей  на 30%  и будет у меня нагрузка под 1000 часов + бесплатные УМКД при том же окладе! О какой науке может здесь идти разговор. Коллеги, я видно один из последних, кто пришел в ОНР, наверное вы какой то особый слой, который я абсолютно не понимаю и похоже я не туда пришел.   Моя беда, что я постоянно пытаюсь, что-то писать, трудно и не очень плодотворно, видно Бог не слишком наградил талантом, плоэтому не понимаю, что все-таки происходит. Может кто-то внятно объяснит. 

Надо налаживать систему получения разъяснений от МОН

Как раз по поводу того, что во многих случаях педнагрузка + бюрократическая нагрузка чрезмерны и не оставляют возможностей заниматься наукой, в ОНР, насколько я понимаю, есть полный консенсус. Но надо разбираться с деталями - что имел в виду Ливанов в данном случае, почему в МОН не видят здесь проблемы - или, мб, видят и что-то собираются делать, но не говорят - или говорят, но мы не услышали? в общем, как обычно, нужна информация...

Тут как раз возникает вопрос: а нельзя ли хотя бы сугубо неформально договориться с МОН, что ОНР, скажем, раз в 1 или 2 месяца будет готовить список вопросов к МОН для прояснения всяких неясностей вроде вышеозначенных, а какие-то люди из МОН, пусть не сам Ливанов (но почему бы иногда и не он?) и даже в большинстве случаев не его замы, но хотя бы люди уровня начальников департаментов давали достаточно внятные разъяснения?

Ответы можно было бы публиковать на сайте ОНР и/или в ТрВ.

Речь именно о получении внятных разъяснений, а не отписок, которые, как правило, гарантированы в ответ на запросы, направленные в обычном порядке.

Это вообще-то очень непростое дело, т.к. на некоторые вопросы у них не будет возможности ответить так, чтобы не выйти за рамки дозволенного в рамках нынешней политической системы. Что еще хуже, даже обозначение факта невозможности ответить откровенно может в каком-то контексте их подставить. Но, наверное, какую-то систему можно было бы придумать, особенно если со стороны МОН будет интерес к такому взаимодействию. Им ведь надо как-то разъяснять свою политику - у них пиар весьма слабое место.

Не нужно НАМ налаживать систему получения разъяснений от МОН.

МОН должен такие вещи САМ инициировать, ОБЯЗАН, им за это деньги платят. Перестаньте уже фигней заниматься и брать на себя не свойственные функции.

Честно говоря после такого пассажа  ни о чем разговаривать с МОН больше не хочется... По-моему это  последняя капля и ОНР, я думаю, стоит переходить в оппозицию к МОН, если не последует НЕМЕДЛЕННЫХ разъяснений что имелось ввиду.

Я лично считаю, после дискуссий со множеством коллег из ОНР, что если от ОНР не последует адекватной реакции, то ОНР не стоит ломаного гроша.

Важна поза или результат?

У МОН хватает дел по "выполнению указов президента", причем в весьма неприятных условиях. (Напомню, еще до тех указов были приняты решения по чрезвычайно резкому повышению финансирования армии, и при этом сейчас наметились серьезные проблемы в экономике.) Не очень реалистично ждать, что они прямо сейчас двинут налаживать систему информирования какого-то общества, которое не хочет и пальцем пошевелить, чтобы запросить у них ту информацию, которая ему нужна.

Честно говоря после такого пассажа  ни о чем разговаривать с МОН больше не хочется...

А про какой именно пассаж речь? Про сокращение преподавателей? Я почти уверен, что речь в основном или исключительно про "левые" вузы. Но, конечно, необходимо попросить (или, если кому угодно, потребовать) дать разъяснения, где именно нашлись эти излишки и что они собой представляют, и не получится ли в результате несправедливость по отношению к увольняемым и сверхэксплуатация тех, кто останется.

Между прочим, что-то никто не обратил внимание на то, что слова Ливанова в выступлении на совещании http://www.kremlin.ru/transcripts/18039

Мы рекомендуем вузам, чтобы оклад доцента, то есть именно постоянная, не зависящая ни от чего часть его заработной платы, был не ниже 75–80 процентов от средней оплаты труда в соответствующем регионе.

- это очень серьезное расхождение с "генеральной линией", предполагавшей сохранение мизерных базовых зарплат и введение еще более радикального манипулирования доходами преподавателей и научных работников через "эффективный контракт". За такое расхождение он мог бы получить не меньше шишек, чем за поддержку борьбы с фальшивыми диссертациями. Конечно, наиболее важно то, что в результате получится на практике, но говорить о том, что Ливанов не учитывает реальное положение дел и критику со стороны научного и преподавательского сообщества, все-таки не стоит.

Смотря чья поза. И кто должен показать результат?

Меня немного насмешили слова о том, что МОН больше делать нечего как инфо научной общественности предоставлять для улучшения условий труда которой оно и трудится, исполняя указы (типа, отойдите, товарищ, от прилавка, торговать мешаете). Дело-то не в ОНР, МОН никому свою позицию не разъяснил. Есть у него другие каналы, кроме ОНР- пусть разъясняет по другим каналам, ОНР переживет. Сделано? Нет. Или, может быть, я что-то пропустил?

Насчет 75-80% от средней по региону для доцента мне тоже сначала понравилось. Потом прикинул цифири по регионам, посмотрел на уже имеющиеся зарплаты и понял, что это всего-лишь закрепление уже сложившейся ситуации, никакого прорыва для подавляющего большинства вузов и ППС тут нет, так они и получают, порядка 75-80% от средней по региону, то есть ниже сантехника (который чуть выше среднего). Вот если бы было так, чтобы базовый был 75-80 от максимального для данной категории ППС+ макс. разрыв между категориями ППС и административным аппаратом 3 раза (а лучше не в 3, а +20% к медианной профессорской оплате), вот это был бы прорыв. А так. Цифири те же, а смыл другой. К тому-же это снова "рекомендовать", а не сделать. А как здорово рекомендации МОН в вузах исполняются мы уже знаем.

И насчет сокращений и того как они будут произведены (уже ясно, что будут так или иначе, и видимо почти в 2 раза за 4 года) МОН тоже обязан разъяснить свою позицию общественности, но, возможно, это уже не поможет, по-моему барьер сломан последним выступлением, я боюсь они с огнем играют...

На всякий случай напомню, что

На всякий случай напомню, что РАН проходила процедуру повышения базовых окдладов в 2006-2008 годах. и тогда ужес чувством участвующий в дискуссиях заммиистра Ливанов "прославился" сомнительным тезисом о том, что профсюзы(якобы) против повышения заработной платы. Ну да... Речь шла о 20%-ом сокрвщении, которое, как водится, "на бумаге" выглядело пристойно (совместители, мертыые души и т.п.), а на практике свелось к "обязаловке" для всех без разбора.

Мое мнение, что пресловутое увеличение окладов будт использовано ровно для того же шантажа - для того чтобы "итоговые цифры сошлись" и разбирать у кого 30% "избытка", а у кого, может, и недостаток за оставшиеся три с половиной месяца никто не будет.  для того и спешка, чтобы не разбираться. "Стричь" будут всех. а кто будет вспухать - тот враг прогресса и всего живого.

Однако, не могу не заметить и положительную тенднцию в деятельности МОН. От оперирования "средними заработными платами" в министерстве перешли к рассужднию о базовых окладах, и от туманных цифр "избыточного штата"  оценке нормативов. Выше я уже указывал, что, на мой взгляд, именно на эти конкретные (и положительные) сдвинги в сторону конкретизации результатов реформ.нужно делать акцент.

Не правда,  "что это всего-лишь закрепление уже сложившейся ситуации, никакого прорыва для подавляющего большинства вузов и ППС тут нет, так они и получают, порядка 75-80% от средней по региону", Если внимательно вчитаетесь в стенограмму то Ливанов говорит именно об окладах, а не заработных платах и подразумевает, что закрепление достигнутых (в ряде регионов) показателей зарплат в регионах в обязателеьных окладах позволит повысить зарплаты уже свыше 100% средних по регионам. Насколько это реалистично - вопрос другой. Но говорить, что "Цифири те же, а смыл другой" - вроде бы не корректно. смысл иной. Будет ли прок?

не совсем так.

Средняя зарплата доцента и сейчас в очень многих вузах (самых обычных) около 100% от средней по региону. Вот только большинство получают 75-80% и менее от этой средней, не будет надбавок за степень, они будут включены в базовые оклады. Сейчас получаете оклад плюс надбавки, будете получать голый оклад. Сумма не изменится.  Все не так просто как выглядит. И, еще раз, МОН рекомендует, а ректорат располагает, может и не прислушаться, леХКо.

Да что тут непонятного

Пока ОНР способно только на ободрямс...

Я специально попытался приурочить к годовщине нового состава МОН обращение с перечнем проблем, которые создал Ливанов.

Хотелось бы провести голосование и понять мнение всех членов ОНР. Пока Ливанов губит остатки науки и образования хлеще Фурсенко. Этот добьет вузы, РАН пока отбивается.

900 часов аудиторной нагрузки в год, 25 голтава госсовой в неделю. Вот что ждет нас с сентября. И по 3 начальника на надзоре, 10 УМКД. Причем этот гад Ливанов уничтожает все частные вузы, чтоб деться было некуда.

Я вообще за заявление от ОНР с требованием немедленно снять Ливанова. Хорошо, что вышли на улицу первые профессора из МГУ. http://www.newsru.com/russia/08may2013/piket.html

показательно то, кто эти вышедшие
Лучше я буду с ними,

чем с теми, кто сделал нагрузку в 900 часов.

Зло надо сбрасывать сообща.

Уважаемый Павел Владимирович!

Уважаемый Павел Владимирович!
Я пришёл в ОНР одним из первых, но тоже абсолютно не понимаю политику руководства Общества. Создаётся ощущение, что ОНР создано самим МОН в качестве своего общественного совета для выпускания пара учёными с адекватным  видением происходящего в науке и образовании и забалтывания наиболее важных вопросов реформирования науки. Мне уже видится как в конце года появится отчёт о том, что "проведено n голосований на сайте, привлечено m членов общества, разъяснено k позиций министерства". И аплодисменты - бурные и продолжительные. И слёзы умиления на глазах.  И уже это не "общество, созданное снизу", т.к. "внизу" исследовательней волнуют совершенно другие вопросы.

Логика у Ливанова конечно

Логика у Ливанова конечно железная, раз у МОН появятся деньги, то тут же появятся и бяки-преподаватели, готовые бедного мальчика обидеть и денежки отобрать. Интересно как можно раздуть кадры, если в вузы давно уже никто не идет, а проблема с закрытием ставок решается тотальным совместительством? Откуда он вообще эту цифру в 30% взял? Я точно знаю, что у нас (в ОМГПУ) даже по их подушевому принципу число преподавателей не превышает норматива, а вот число управленцев процентов на 20-25% больше нормы.Думаю туда все и ухнет в очередной раз.

Все очевидно

Чисинистративло преподавателей сократят, нагрузку на ставку повысят. Зарплата возрастет у административного аппарата, а вместе с этим возрастет и среднее. Это закон имени министра Ливанова.

об одной первоапрельской шутке МОН...

Уважаемые коллеги! Всех Вас поздравляю с праздником Великой Победы!

Кто-нибудь может прокомментировать ситуацию с з/п ректоров? Насколько помнится 1 апреля должны были быть обнародованы эти великие цифры... или это была просто первоапрельская шутка?!? ...или может решения МОН касаются только одних "мокрых спин" (т.е. рядовых ППС), а такие крупные ученые, как ректора могут и не обращать на это внимание, двигая вперед науку российскую и спасая Отечество от мрака невежества!?!

С Днем Победы!

Дорогие коллеги, друзья!

Сегодня - праздник, который объединяет нас всех. Давайте поздравим друг друга!
Хорошо бы хоть на день на форуме наступил мир, а если спорили бы, то в академическом стиле, без непарламентских выражений и говорили о том, что всех сближает, а не разделяет.

Не надо думать, что если кто-то попадает в какие-то советы, то сразу меняется и перестает понимать проблемы, волнующие своих коллег. Это не так. В Совете ОНР идут постоянные жаркие споры о том, какую занимать позицию и как действовать. Конечно, при этом мы следим за дискуссиями на форумах и по возможности принимаем в них участие. Дергайте нас, но не теряйте терпения. Проявляйте сами инициативу в организации акций. Победа будет за нами!

Если же есть в РФ какая-то другая организация, объединяющая ученых и лучше представляющая их проблемы и интересы, то сообщите, пожалуйста: может, нам туда и дорога:)

+- с комментариями

Не говорить о политике профильного министерства ( и вместе с ней государственной политике) все ж ввряд ли получиться. а уж она-то разделяет дай Боже как!

И тем не менее, с Праздником, который не гоже оставлять без внимания, и на мой личный взгляд - без почтения.

P.S. слово "вспухать" в своем последенем высказывании призываю считать сугубо приличным и не портящим праздничной атмосферы.  :)))

концептуальный подход к реформированию ВО

Опубликована занимательная статья Олега Хархордина, по всем параметрам занимательная.
Вышка, Европейский универ и что-то еще в России - флагманы проведения государственной политики по реформированию и ВО, и науки, и конструкторы этой политики в большей степени. Предлагаю с ней внимальтельно ознакомиться, а также вспомнить как многолетние результаты работы в сфере разработки концепций развития образования в РФ и науки представителей этих организаций, так и опубликованные по результатам этих концепций программы и постановления правительства, а также поручения президента, чтобы понять, что поднимать "ОЙ" надо было как минимум не несколько лет раньше и противопоставлять другие конструкции.
Также предлагаю вспомнить поручение Президента (2012 г) о повышении базовых окладов в государственном секторе (в том числе - в образовании, прошло никем не замеченным почему-то), в том числе - за счет оптимизации. Поэтому планируемые сокращения в ВУЗах - это прямое выполнение поручения Президента, который спуску в социалке не дает - чревато. Для РАН это тоже будет, но позже - когда Карту науки запустят.

Все это - в русле госполитики, которая, извините, вырабатывалась до этого несколько лет в Вышке, Европунивере и др. организациях. Только за этим почему-то не следили в тот период, хотя публикации в СМИ постоянно выходили, по телевизору они вещали и др., и не вклинивались в этот процесс - видимо, все были заняты делами.

 

Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор философии (Калифорнийский университет, Беркли), автор книг «Основные понятия российской политики» и «Обличать и лицемерить. Генеалогия российской личности»

http://slon.ru/ipad/universitety_budushchego_kak_oni_dolzhny_byt_ustroeny-941016.xhtml

Очень интересная статья, но,

Очень интересная статья, но, мне кажется, то, о чем там говорится, крайне далеко от нынешней госполитики в отношении университетов.

Кстати, вообще стоит подумать про то, что ведь мы все время говорим: в своей области я и без всяких хиршей могу сказать, кто чего стоит - но потенциально это же очень серьезный ресурс для объединения тех, кто что-то собой представляет и кто дорожит своей репутацией. Разумеется, не все захотят заниматься созданием новых университетов, но стоит подумать, как вообще можно было бы помочь этому фактору работать на восстановление науки. Пример попытки его использовать - Корпус экспертов, но роль ученых в процессе самоорганизации могла бы быть более активной, чем в этом проекте.

27 мая - дискуссия, организованная Инициативной группой РГГУ

Кстати, я слышал такое мнение, что в РГГУ по-настоящему сильный философский факультет, примерно уровня философского ф-та МГУ.

http://vk.com/event53987360
Закрытие бюджетных мест в Вузах: наш ответ?

14 мая стало известно, что, согласно директиве Министерства и образования и науки РФ, произойдут существенные сокращения бюджетных мест для абитуриентов главным образом гуманитарных специальностей. Шоком в научном сообществе стало полное их изъятие у философского факультета РГГУ, которое грозит потенциальным его закрытием. На философский факультет идут учиться, как правило, без денег и не ради денег. Научный и образовательный процессы не могут быть подчинены “эффективности” и рентабельности - речь идет о творческом и глубоком освоении всего пласта интеллектуальной традиции. Для чиновника из Минобра существует одна оппозиция: либо эффективный маркетинг, либо пустая трата бюджетных денег, третьего не дано. Трагедия современного российского университета, кроме всего прочего, состоит в том, что его судьба находится в руках людей, к науке не имеющих ни малейшего отношения. Но мы верим, что в силах изменить ситуацию и дать слово научному сообществу.
Мы хотим провести открытую дискуссию по весьма конкретной проблеме: определении стратегии наших действий на ближайшее время в отношении Министерства образования и науки. Мы хотим отстоять свои кафедры, отстоять право людей на образование, прописанное в конституции.
Мероприятие проводится Инициативной группой РГГУ. Ожидаются студенты, преподаватели РГГУ и других Вузов.
Начало:
27 мая в 20:00

 

Для начала надо осмыслить во эту информацию

«Количество мест, распределенных между вузами для приема граждан для обучения за бюджетный счет, в нынешнем году осталось на уровне 2012 года и составило 491 тыс. мест, несмотря на уменьшение количества выпускников школ на 1,3%», - заявил на брифинге заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов.

При этом произошли изменения в структуре контрольных цифр приема (КЦП), выделенных вузам. На 20% было увеличено количество бюджетных мест на программы магистратуры за счет сокращения на 3% количества бюджетных мест для обучения по программам бакалавриата и специалитета. Увеличение КЦП на 2,5% произошло по естественно-научным направлениям обучения, на 5,9% - по медицинским,  на 5,3% - по техническим, на 6,11% - по образованию и педагогике. Сокращение КЦП на 19,8%  произошло по направлению обучения экономика и управление.

http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3389

http://www.novayagazeta.ru/news/65209.html

Климов заметил, что по Москве средний балл ЕГЭ у поступающих на специальность философия был – 76, а в РГГУ – 62.

===============

Чтобы кому то дать надо от кого-то отнять.

Ну вот можно отнять от Саратова даденные ему 8 бюджетных мест на философию и отдать в Москву для РГГУ. Ну зачем в Саратове философы ? "Деревня, глушь, Саратов..."(с)

Разбираться же: кто философее МГУ или РГГУ - вне моей комтенции. По мне, где приемный балл выше - те и филосолфее.

Кстати, видел цифры: на философском факультете РГГУ 126 студентов и 20 преподавателей. Думаю, что не все эти студенты бюджетники. Веренее по приказам о приеме - только половина.

И еще

Ассоциация философских факультетов и отделений классических университетов России в лице декана философского факультета МГУ Владимира Миронова направила письмо директору департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки А.Б. Соболеву в связи с лишением бакалавриата философского факультета РГГУ бюджетных мест на 2013-2014 учебный год.

http://www.pravmir.ru/associaciya-filosofskix-fakultetov-poprosila-minob...

Вопрос: почему б декану философского факультета МГУ просто не поделиться бюджетниками с РГГУ. Не поддержать этим коллег.

И еще пора трезво оценивать информацию Росстата ( см. прикрепреленный файл). Реформы высшей школы не сейчас идут. Они произошли в районе 2000 года. Сейчас просто пытаются избавиться перереформирования назад.

Но в любом случае базовая ставка для ппс должна быть достойной, а максимальная нагрузка не запредельной. Но это к распределению бюджетных мест в стране по регионам и направлениям мало относиться.


ЗЫ. Но согласен. "Чижика съели"(с). Лучше б не мелочились крохи ( всего то 460 бюджетных мест на всех философах-бакалавров страны), а отобрали б еще пару десятков мест у бесконечных экономистов.

То есть на голосовалке на демократоре я б проголосовал бы за интересы РГГУ. Но мне кажется, что передележ мест на уровне десятка между двумя-тремя вузами в одном городе - это не вопрос ОНР.

 

 

Ау, философы! вы где?

Тут, конечно, не хватает информации и комментариев от самих философов. В частности, как они могли бы прокомментировать цифры по ЕГЭ.

Кстати, важный момент - не включены ли в эти цифры платные студенты. Все-таки философский факультет - не экономический, и в нынешней России трудно представить себе способного студента-философа (может быть, за очень редкими исключениями), у которого бы нашлись средства для получения платного образования.

Главная проблема там в том, насколько я понимаю, что число бюджетных мест не просто сократили, а довели до нуля. Нельзя исключить, что действительно среди абитуриентов там сильных студентов не хватает, но если есть даже небольшое число, то решение о полном прекращении приема на бакалавриат совершенно неоправданное.

Магистратура - это хорошо, и до некоторой степени успокаивает в отношении перспектив научной компоненты факультета, но в философии ничуть не менее, чем в естественных науках, важно базовое образование. Его качество в таких немассовых (!) специальностях, как философия, средние (!) цифры ЕГЭ могут оценивать лишь с очень большой погрешностью, если они вообще здесь применимы.

Москва без философ не

Москва без философ не останется.

...............................

Всего московские вузы получили 128 бюджетных мест по направлению «философия»: 90 по региональной квоте и 38 — по федеральной. Эти места оказались распределены между тремя университетами, которые, по данным Минобрнауки, наиболее эффективно готовят специалистов и наиболее привлекательны для абитуриентов: МГУ, НИУ ВШЭ, РУДН. Правительство Москвы при этом прогнозировало, что региону потребуются 130 выпускников-философов.

................

http://netreforme.org/ministr-livanov-i-reforma-obrazovaniya/minobrnauki...

Про выпускников-философов

"Правительство Москвы при этом прогнозировало, что региону потребуются 130 выпускников-философов", возникает вопрос (скорее делитатнтский), а ГДЕ обычно трудоустраиваются выпускники-философы? Вот ведь написано - потребуется, а где потребуется? Никого не хотелось бы обидеть, просто непонятно, отсюда и вопросы.

Оценим.

Это не просто, а очень просто.

Практически единственное применение философов с дипломом магистра и выше в стране - преподавание философии студентам и аспирантам. Ее преподают всем вне зависимости от специальности. Массовый стандарт 4 часа в неделю течении 2-х семестров. Итого 150 часов. Это 1 учебный месяц с небольшим. То есть 1/150 учебного времени по подготовке студента ( пусть готовят бакалавров 4 года). При норме 1 препод на 10 студентов получаем на 1 препод-философ на 1500 студентов. Пусть будет 1 к 1000. ( есть еще подготовка аспирантов, есть больше часов философии для некоторых гуманитариев, есть много философии для самих студентов-философов). В стране 4 млн студентов ( вообще-то 5 с небольшим млн, но много заочников - там нормы другие). То есть работать должны 4000 преподавателей-философов. Срок работы - 40 лет ( с 25 по 65). Итого надо восполнять 100 магистров-филофов для восполнения убыли преподов-филофов. По приему бюджетников в РФ: отношение приема на первый курс в бакалавриат к приему в магистратуру: 4 -5. Если считать, что государство должно оплачивать бюджетом учебу в том количестве, что ему надо, а не личные прихоти, то получается прием на бюджет на бакалавров на философию: 400-500 по стране.

В этом году прием на бюджет на бакалавров по философии: 460 ( или 480 - точно не помню).

Все сходиться.

А цифра для Москвы взялась ( 128), наверное из-за оценки доли Москвы в ВО.

Никто ж не запрещает становиться мыслителями за свой счет... А страна в философах заинтересована практически исключительно, как в прнеподавателях философии в вузах.

В стране на врачей принимают учиться не более 50 тыс на первый курс. С учетом бюджетников и небюджетников на философов на первый курс принимают 1000. ИМХО , но раз бюджетников 460, то думаю оценка верная. Сравните эти цифры. Думаете это мало 1 философ на 50 врачей ?

Вся эта история с РГГУ просто внутримосковский передележ бюджетных мест на уровне нескольких десятков. У МГУ, ВШЭ и РУДН лобби гораздо сильнее. Задавили мелкого конкурента. А стенания по этому поводу декана философского факультета МГУ очень смахивают на "крокодиловы слезы".

 

Геннадий Анатольевич,

Геннадий Анатольевич,
Вы всерьез считаете что смысл учить философов только в том... чтобы они учили других философов? :)
 
Цитирую Вашу фразу: "Практически единственное применение философов с дипломом магистра и выше в стране - преподавание философии студентам и аспирантам.".

 

А я не отказваюсь от этой

А я не отказваюсь от этой фразы. Смысл обучения философов за казенный счет государством, обществом, страной, народом ( нужное подчеркнуть) - это подготовка людей, которые будут дальше учить ВСЕХ других ( которых не готовят в философы) тому, что такое философия. Между прочим у нас самая философская страна в мире: о том что такое философии в вузе учат всех в вузах обучающихся ( о качестве рассуждать не будем), и существует даже обязательный канд.минимум по философии для всех ( сейчас переделанный под методологию науки - так кажется называется). Любой выпускник вуза знает, что Поппер - это наше все... Так что не вижу никаких гонений на философию. Ну а сколько нужно готовить людей, которые потом во всех вузах будут объяснять всем : что такое философия. Хотите больше философов за казенный счет, сделайте курс философии в вузах в 5 раз больше - нужно будет в 5 раз больше приема на бюджетных бакалавров.

Обучаться же за свой счет или счет спонсоров философии никому не возбраняется. У нас капитализм на дворе.

Что касается РГГУ и погубленных в стране гуманитарных наук, то суждение свое могу вынести только после ознакомления с числами распределения бюджетных мест для философов на 2012 год по регионам. Я их не знаю. То что планируется в 2013 мне известно. Если философов в целом по сравнению с прошлым годом по стране не сильно почикали, а не просто перераспределили, то можно сказать что есть эксклюзивные гонения на философов. По крайней мере известно, что сокращение бюджетного приема по номинации "гуманитарные специальности" по стране 1,5%. Это не так много.

Сдается мне, что  в основном это просто перераспределение бюджетных философских мест внутри Москвы.

А что мне эти московские склоки ? Это ж другое государство. После того, как заявлено, что в Котласе доцент заранее второго сорта, потому как ему надо платить меньше, чем московскому доценту ( именно так надо понимать слова "считаем все от среднего по зарплате в регионе" ), то мне эти московские разборки неинтересны - пусть там хоть все друг  друга посокращают и поубивают. Москва - не Россия !

Тогда я ПАС.

Поскольку считаю, что философы не для того нужны, чтобы обучать других философов. То что Вы говорите, это то же самое что подкармливать таракана, пару тараканов, чтобы они еще тараканов народили.

Вы сейчас ставите, фактически вопрос о нужности философии вообще. У меня есть аргументы "за" и их много. Есть ли у Вас серьезные аргументы "против" (кроме того, что философам деньги платить надо)?

Все Ваши рассуждения и Ваша статистика базируются на том, что философы вообще не нужны. Точнее нужны только для обучения других философов.

Извините.

Я не сказал, что "для

Я не сказал, что "для обучения других философов". Я сказал "для объяснения ВСЕ получающим ВО, что такое философия". И я ничего против такого обучения-объяснения не имею. Но государство, страна, народ, общество заинтересованно конкретно в основном только в том, чтоб поддерживать на должном уровне и в должном количестве контингет преподов-философии в вузах, клоторые обучают студентов-мостостроителей, что есть такая штука "философия". И именно это и есть основной рынок труда для дипломированных философов. Оценки этого рынка я привел. Количество приема на бюджет на специальность "философия" ( о чем идет речь) этому рынку труда соотвнетствуют ИМХО.

Пониимаете, Сергей Петрович, дипломированный философ - он прежде всего препод. Иначе он мало отличанется от диванного мыслителя. В этом отличие от физиков. Физик может быть преподом, а может им не быть. Но фидлософ всегда препод.

Не могу не согласиться

в том, что студентов философии учить надо. 

Однако их, философов, основная функция не в том, чтобы учить студентов-моторостроителей или воспроизводить себе подобных. Философия это мироощущение, набор современных или устаревших взглядов, если хотите. Какой из этих взглядов, продвинутый, современный, или устаревший будут философы передавать в общество есть вопрос ключевой.  И ИХ, философов, мироощущение одно (не единственное) из доминантных в этом мире и обществе как бы Вам ни хотелось приписать эту роль физикам и другим ЕСН. Поймите, такие гуманитарные вещи как философия больше определяют взаимоотношения между людьми чем физика. А мы тут в ОНР не физикой занимаемся... или?

1. И что у этой "социальной

1. И что у этой "социальной группы" есть единое мироощущение, которое оно передает ?

2, Мне ничего не хочется приписывать физикам. Я вообще считаю среднего "физика" - человеком невежественным, но сильно самоуверенным.

3. Речь идет о конкретной цифре: сколько надо в г.Москва учить вот такой-то специальности в казенном заведении на казенный счет. Москвичи не самые бедные люди в стране - если им очень хочется вырабатывать у себя мироощущение, которые они во что бы то ни стало хотят передать другим, то могут делать это сколько угодно за свой счет. Раз идут разговоры, что " а без бюджетных мест нам никого не набрать", то значит не очень то и нужно москвичам вырабатывать мироощущение и передавать другим.

4. Перераспределение бюджетных мест между кланами московских философов меня не касается, да и ОНР не советую. Хотели б поделиться бюджетными местами с РГГУ - поделились бы. Пока видел только два "манифеста" о нехороших чиновниках. Один от философов МГУ, другой от философов ВШЭ. И все о том, какие в РГГУ философы хорошие. Ну и скинулись бы по 3 бюджетных места с МГУ и ВШЭ для хороших коллег в РГГУ, страдающих от чиновников.

Ответ

1) У этой группы нет единого мироощущения и она уже 1) этим ценна (если спросите "почему",- отвечу, есть ощущение что Вам это неочевидно), 2) она, тем не менее, даже если это вам не заметно, формирует отношение к событиям.
Ну, в нормальных обществах так происходит, в которых неспециалисты не лезут в вещи, в которых не разбираются, как в ОНР, например, начало происходить.

2) 3) 4)
Эти все вопросы не имеют смысла для обсуждения пока нет понимания для чего "гуманитарка" (включая философов, филологов и тп) вообще нужна.

Вы стартуете с того, что это все если и не надо, то должно быть сильно уменьшено. Я не могу с этим согласиться. Мое понимание такое: если люди в этих областях слабые, то это повод для вливания в эти дисциплины ресурсов, а не для их полного упразднения, что неминуемо произойдет при ваших "честных" сокращениях, осованных на формальных показателях. Вообще бред происходит ныне. 

Кстати, то, что тут иногда говорится некоторыми товарищами, я пока не говорю кем, сильно смахивает не просто на бред.

Ах филологи !!!!

Ах филологи !!!!

Ну вот Вам филолог из того самого РГГУ по поводу этого "философского скандала ( не раз она свой журнал держит открытым, то могу цитировать).

http://steblya-kam.livejournal.com/98501.html

...................

РГГУ и философия

Итак, очередная новость: Министерство образования решило лишить философский факультет РГГУ бюджетных мест. Реакций на эту новость две.
1. Реакция обывателей - злорадство ("Давно пора разгонять этих философов, пусть, тунеядцы, занимаются своей философией за свои деньги, а не за мои деньги налогоплательщика").
2. Реакция интеллектуалов - ламентации ("Это разгром гуманитарных наук! Только быдло может не понимать важности философии!")
Как понимают мои читатели, первый вид реакции (злорадство) мне социально чужд. Но и к ламентации "социально близких" мне присоединяться не хочется. И именно потому, что я понимаю важность философии.
Поясню.
Дмитрий Ахтырский совершенно верно пишет: "Факультет скорее всего погибнет, если будет упразднен прием бюджетников. Платники редко приходят на философский факультет и редко его заканчивают, даже если приходят. На моем курсе было несколько платников - и в итоге ни один из них не закончил факультет и не получил диплом." . Приглашаю задуматься, почему на философский факультет не идут платники? Правильно, потому что в России у философского факультета репутация места, куда идут учиться либо конченые лузеры, либо психически неадекватные личности (и к сожалению, это часто действительно так). Не знаю, может быть, в РГГУ действительно есть хорошие преподаватели философии (я выпускница РГГУ, с преподами по философии имела дело дважды, оба раза опыт был негативный). Но это не изменит системное положение дел: в России с философией крайне плохо.
Скажем так, её практически нет, и это проблема не 2000-х годов и не советского наследия.

Есть любители сваливать всю проблему на пресловутый "философский пароход". Мол, как бы расцвела у нас философия, если бы не выслали таких-то! Ежу понятно, выгонять людей пинками с родины нехорошо. Но рассмотрим не человеческий аспект, а исторический. Кто из пассажиров "философского парохода" внёс вклад в мировую философию, оказавшись за рубежом? Они печатались в эмигрантских журналах и для эмигрантов. Единственный русский философ, получивший международное признание именно как философ, а не как объект изучения славистов - это оставшийся в СССР Михаил Бахтин.

Я знаю, сейчас набегут с бейсбольными битами поклонники Бердяева, С. Булгакова, Шестова, Розанова и Мережковского. Придётся оправдываться: я сама их люблю! Но это не философия. Это публицистика, эссеистика - сколь угодно талантливая и гениальная, но это другой жанр. Реальность такова, что у нас в России исторически не понимали разницы между философией и свободным трёпом на тему смысла жизни эссеистикой. В этом смысле различие между Бердяевым и Васей Пупкиным, который, доедая "Доширак", набивает в комментариях на форуме: "нефиг тратить деньги на этих хвилософов", - не слишком велико. Они оба принадлежат одной и той же культуре, в которой философия является очками на мартышке. Только Бердяев надел эти очки на затылок и объявил, что так надо, а Вася Пупкин раздражённо топчет их ногами.

Это не чья-то вина - это особенность исторического развития русской культуры, в традициях которой философия просто не укоренена. Византийская традиция философии прошла мимо нас (почему так - читайте В.М. Живова), а восприятие западноевропейской культуры в Новое время во многом носило характер карго-культа: новые стили и жанры искусства заимствовались в готовом виде, без понимания философской традиции, которая за ними стояла (разумеется, в отдельных областях литературы и искусства это дало блестящие результаты, так как внешнего подражания порой достаточно). Философия же у нас воспринималась как некое излишество, - зато уж если русский человек увлекается философией, то обязательно с пеной у рта, обязательно с целью избрать некую доктрину и проповедовать её всем, кто ещё не просветился, распугивая и приводя в ужас благонамеренных граждан. Он выбрасывает с полки Маркса, торжественно водружает на его место Фуко и думает, что это очень либерально и свободомысленно.

Я не сомневаюсь, что среди моих соотечественников есть и люди, понимающие задачи философии. Но философии как институционализированной традиции у нас нет. И возможно, ликвидация философского факультета - не худшее, что могло произойти. Хуже было бы, если бы выделили 100 бюджетных мест на условии, что будет преподаваться единственно правильная философия православного евразийства. Вот это был бы чепец. А так - у нас есть шанс создать наконец нормальную традицию русской философии. Собираясь в неформальных кружках, прогуливаясь по парку, как это делали древние греки. Потому что философия - это про независимость мышления, а не про смысл жизни, не про "как обустроить Россию" и т.д.

.............

А Вы говорите "физики"-"гуманитарии"... Вот так одни гуманитарии об других ( причем в одном и том же страдающем вузе).

 

Видите ли, Геннадий, это

Видите ли, Геннадий, это ничего не доказывает. Это говорит лишь о том, что на административные места, на которых должны сидеть нормальные люди, и на места на которых должны быть нормальные ученые и преподаватели (филоофы, филологи,...)  пришли те, кто должен работать дворниками и управляющими продмагами. А причина почему эти люди пришли простая- за такую зарплату только они, неквалифицированные, и согласны заниматься "научно-образовательной деятельностью".

Конечно, кроме зарплаты, есть еще масса других вещей, но они- второе приближение.

Но Вы-же задавали вопрос зачем философы нужны (и из этого глобальную статистику навели), а не продмаги на должности философа? Или я не понял?

Ну я ак бы не задавал вопроса

Ну я как бы не задавал вопроса "зачем философы ?" . Елена Пивоварова спросила - откуда взялись цифры приема на бюджет и рассуждения о потребностях у чиновников. Я ей объяснил откуда по моему мнению они берутся для философов. Цифры в общем совпали.

Но с другой стороны. А сколько  надо казенно-обученных философов на 10 тыс казенно-обученных врачей ?

И кстати, абитура то есть должного уровня для обучения серьезно на философа ? Вообще то для этого уровень принимаемого должен быть сильно выше, чем принимаего в университет на историка, например. Иначе получиться не философ, а трепач. Я б меньше, чем с 300 баллами по 4-м ЕГЭ ( русский, иностранный, история, обществознание) вообще б на философов учить не брал. Может даже заменил бы обществознание математикой - ну тогда можно и с 290 баллами по 4-м еГЭ.

А цифири тут смысла не имеют

Любое общество (читай-государство), в любой специальности всего лишь может профинансировать то или иное направление науки или чего еще (1-е приближение,-для дураков ОНР). После этого, даст Бог- будут там свои Хайдегеры, Мичурины, свои Фрейды и тд. А может и не будут, запросто. Но опыт подсказывает что когда государство честно все это финансирует, то эти ребята появляются так или иначе. И эти 100 тысяч обученных и, страшно сказать, профинансированных (только один из которых становится "Фрейдом"), поднимают и страну и цивилизацию на новый уровень. Ну и нах,,,

Елена, увы, в данном случае, задала глупый вопрос. Сорри, Елене и Вам. :)

Учить можно только тех кого

Учить можно только тех кого можно учить. Сейчас в стране не больше 400-450 тыс абитуриентов, которых бы имело смысл учить далее чему угодно в ВО за счет общества ( государства, народа, страны). Таковы результаты сдачт ЕГЭ выпускниками школ. Причем все уверяют, что эти результатя отчасти подкручены, отчасти куплены, отчасти ответы по мобилам получены. И все уверяют, что ЕГЭ - это так просто "зазубри и ставь крестики"  и думать не надо. Так и на то половина выпускников школ не способна.

Вот сколько есть на что-то годных выпускников школ - столько примерно и бюджетных мест. А все остальное уж распределентие их. Можно дать не 460 на философов, а 10 тысяч. Ну за счет врачей и ветеринаров, например. И пойдут в философы, а не во врачи и ветеринаров. Хайдеггеры и Ницше людей лечить умели ? А коров ?

Кстати, Ницше был филолог-классик. И надо еще посмотреть кто платил за его обучение. Да и Хайдеггера тоже. Ну Хайдеггер вообще то учился на теологическом факультете. Посему вывод: для расцвета страны надо как можно больше дать бюджетных мест на теологов в МИФИ, чтоб оттуда пачками выходили российские Хайдеггеры.

Ладно, я уже совсем флужу.

Я ж сказал в самом начале, что с РГГУ и философами "чижика съели" (с).

Не могу теперь поверить, что Ливанов настоящий свирепый медведь на воеводстве, потому как он всеми любимого "чижика съел". А как хорошо начал - бабуроинское ПТУ разогнал и Андриянова степени лишил...

Нет.

Учить высшему образованию можно только тех, кого ПОДГОТОВИЛИ учиться. А вовсе даже не тех, кто, якобы, к этому предрасположен.

Поэтому основной вопрос к среднему  образованию, которое не готовит как надо. Но это не повод сокращать высшее. Сначала приведите в порядок среднее- потом говорите о сокращениях. Смысл имеют только относительные величины. Относительно сверстников все поступившие имеют право учиться.

Давайте не переворачивать все с ног на голову.

Геннадий Анатольевич, я не

Геннадий Анатольевич, я не вполне понял ваши вычисления. Вы считаете, что  два семестра это приблизительно 9 месяцев по 4 недели, то есть 36 недель? Поэтому 4 на 36= 144, приблизительно 150?

ОК, но почему это 1/150 учебного времени? Один учебный месяц от 4-х лет обучения -- это 1/36, нет? Далее мне вообще не понятно, откуда вдруг взялась цифра 1500 студентов на преподавателя?

Дискуссия о нужности или ненужности философ конечно не имеет отношения к вашему комменту, но все же ...  А не будет ли так, что открестившись от проблем РГГУ (даже если они и возможно надуманные), мы подготовим почву к тому, что потом придут и к нам? Физикам, химикам, математикам и пр.? Ведь это так приятно -- оптимизировать на государевой службе:)). Что касается философов, я более чем уверен, что они нужны не для декорирования фасада, то бишь везде есть, значит и у нас должны быть. Это еще один способ познавать мир, причем древнейший. Сейчас пожалуй это единственный способ синтетически осмысливать наши представления о мире, о месте человека в нем, да вот хоть о такой простой вещи как риски тех или иных сценариев развития цивилизации.

 

Страницы