01
Дек
2012

К вопросу об "эффективном контракте"

Читайте также другие материалы по теме: 

С Сайта Профсоюза РАН

http://www.ras.ru/tradeunion.aspx?print=1

21 ноября 2012 г.

Тридцать миллионов - за разработку «эффективного контракта» в сфере науки

Через 135 дней научному сообществу предстоит узнать, что такое «эффективный контракт» в сфере науки и как планируется к нему переходить. Министерство образования и науки РФ провело конкурс на выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Разработка дорожной карты перехода к «эффективному контракту» в сфере науки Российской Федерации и пакета институциональных преобразований для ее реализации». По его  итогам государственный контракт будет заключен с Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", заявившим самую большую цену контракта – 30 млн рублей.

На конкурс было представлено 11 проектов, допущено к участию - 4. От «Вышки» немного отстал Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (заявленная цена контракта - 23 млн), следующие места заняли "Государственный университет управления" (17 млн), ООО «Центр речевых технологий» (16,75 млн).

В конкурсе не участвовало ни одно учреждение РАН. 

Подробности прохождения конкурсной процедуры и содержания заказанных работ (раздел «Разъяснения»)  можно узнать на сайте: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_info/show?notificationId=4495414

Не кажется ли Совету ОНР, что от общения с МОН и Ливановым, в частности, пора переходить к общению со Счетной палатой  и прокуратурой? И хотелось бы знать, что по этому поводу думает уважаемый член ОС при МОН М. Гельфанд.

 


 

Согласен, в прокуратуру нужно

Согласен, в прокуратуру нужно заявить, пусть проверят не было ли коррупции и распила, 30 лимонов не 3 рубля, примерно половина бюджета нашего НИИ, за бумажку, на которой нарисована "дорожная карта" - дороговато.

Уточните - это о чем?

Не мог бы автор уточнить, о чем это? Как очеловечить гранты МОН?

В этом случае весьма досадно, что в этом никак не участвовал кто-либо из РАН. Как так вышло? Едва ли вышка выдаcт нам что-либо разумное.

30 миллионов - конечно, непомерная сумма и впору в прокуратуру. Только я предполагаю, что это привычная практика для тех сфер и такого типа задач. Все нарочито раздуто, формально и неэффективно. Такова вся деятельность МОН, по форме - не криминал, по сути - да.

Как-то много вопросов накопилось к Ливанову. А что, он нас уже не принимает?

Министерство труда и

Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) РФ направило в правительство России проект программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018гг. Проект предполагает повышение уровня оплаты труда работников бюджетного сектора в увязке с переходом на "эффективный контракт". Предлагаемые изменения затронут учреждения социальной сферы, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

"Основная цель программы - существенное повышение качества услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы населению и хозяйствующим субъектам, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность этих учреждений", - отмечает заместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/20/08/2012/665438.shtml

Понятие "эффективный контакт" фигурирует в последних документах НИР по реформе организации уравления наукой и в речах Ливанова. Никто пока не знает, что это такое, но вызывает общую тревогу обещание увязки зарплаты  с "качеством услуг" научных работников и преподавателей - качеством  в понимании чиновников МОН.

Обязанности научных работников в "эффективных контрактах"?

В ооответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.  № 2190-р, всем научным сотрудникам, работающим в государственных учреждениях, предстоит, начиная с 2016 года, переход на "эффективные контракты".

В связи с этим в каждом научном институте (ФГБНУ, ФГБНУН) будут разрабатываться и подписываться Дополнительные соглашения к существующим Трудовым договорам. Предполагается, что в "эффективном контракте" (Дополнительном соглашении) должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг (под "услугами" в  данном случае, очевидно, следует понимать выполняемую научную работу).

По-видимому, чтобы переход на "эффективные контракты", действительно, способствовал повышению эффективности научной работы, необходимо в рамках ОНР обсудить основные обязанности научных работников и, в дальнейшем, добиваться их включения в Дополнительные соглашения к Трудовым договорам в каждом конкретном случае.

Обязанности научных работников должны обеспечивать его участие в реализации основных функций науки в современном обществе:

  • Познавательная: производство новых знаний.
  • Культурно-мировоззренческая: распространение научных знаний в обществе.
  • Образовательная: передача знаний новым поколениям.
  • Практическая: разработка и внедрение в практику новых технологий.

Исходя из этого, можно сформулировать следующий перечень обязанностей научного работника:

  1. Проводить научные исследования и разработки в своей тематической области.
  2. Готовить к публикации и публиковать в научных журналах статьи по результатам своих исследований.
  3. Выступать с докладами на научных семинарах, конференциях, симпозиумах, конгрессах с представлением результатов своих работ научной общественности с целью их обсуждения.
  4. Писать и подавать заявки на гранты и научно-технические проекты в различные фонды и другие организации, финансирующие научные исследования и разработки.
  5. Осуществлять научное руководство работой аспирантов и студентов.
  6. Читать лекции и проводить семинары в рамках научно-образовательных центров.
  7. Принимать участие в работе ученых и диссертационных советов.
  8. Проводить рецензирование рукописей статей, направленных другими авторами в научные журналы.
  9. Принимать участие в работе редколлегий научных журналов.
  10. Проводить экспертизу заявок на гранты и научно-технические проекты, поданных в различные фонды и другие организации, финансирующие научные исследования и разработки.
  11. Участвовать в мероприятиях по популяризации науки, писать и публиковать научно-популярные статьи, выступать с публичными лекциями.
  12. Готовить материалы к подаче заявок на патенты и регистрационные свидетельства по результатам своих исследований и разработок.
  13. Осуществлять научно-техническое сотрудничество с российскими и зарубежными учеными с целью повышения эффективности проводимых исследований.
  14. Постоянно заниматься самообразованием, знакомиться со свежими публикациями других авторов по тематике проводимых исследований.

Возможно, этот перечень является неполным, и некоторые из перечисленных выше обязанностей неприменимы ко всем научным работникам (очевидно, что, например, обязанности главного научного сотрудника и младшего научного сотрудника должны различаться). Это лишь некая "базовая" версия, которая может быть модифицирована с учетом конкретной ситуации. Важно, однако, чтобы в рамках "эффективных контрактов" на выполнение основных обязанностей научного работника было выделено определенное время, поскольку попытки формализации обязанностей научных сотрудников очень часто не учитывают специфику научной деятельности.

Буду признателен за любые комментарии по сути затрагиваемых вопросов. 

 

Примеры

Вот примеры "эффективных" контрактов в ЮФУ: Об эффективных контрактах.

Со своей точки зрения я бы хотел более конкретных и так сказать проверяемых формулировок. Потому что фраза типа "постоянно заниматься самообразованием" что означает? Как вот я докажу, что я этим занимаюсь. 

В пункт про участие в конференциях нужно добавить про финансирование. Например, "при наличии финансирования". 

Пункт про популяризацию науки - это конечно хорошо. Но все должны этим заниматься, или все-таки это опционно?

Пункт &quot Готовить материалы к подаче заявок на патенты и регистрационные свидетельства" не применим ко всем

Отрезало половину почему-то

В кратце: предлагаю добавить пункт

"Участвовать в организации научных конференций (членство в научных и организационных комитетеах конференций)"

А еще показать юристам на предмет соответствия. 

"Добавить" - согласен, насчет "юристов" - нет.

Мы здесь обсуждаем содержательную часть деятельности научного работника, а "оттачивание формулировок" с юристами должно проводиться в каждом конкретном случае до подписания "Дополнительного соглашения".

Спасибо & Некоторые пояснения

Спасибо за быстрый и содержательный ответ. Особенно - за примеры из ЮФУ.

Насчет "более конкретных формулировок" - в принципе, согласен.

Однако, предложенный мною "перечень", как раз, акцентирует невозможность жесткого нормирования по времени отдельных трудовых операций научного работника. А именно в эту сторону направлено движение наиболее радикальных сторонников "эффективных контрактов". Невозможно, например, обязать провести "рецензирование одной научной статьи" за 2,5 часа. В каких-то случаях это можно сделать и за 0,5 часа, а в других - и половины рабочего дня будет недостаточно. 

У научного работника должен сохраняться определенный "люфт" времени для ээфективного выполнения разнообразных обязанностей.

Также согласен, что не все позиции в "перечне" применимы ко всем научным работникам. Хотелось ничего не потерять, а выбрать то, что применимо, необходимо с учетом специфики в каждом конкретном случае.

А правильно ли рецензирование вписывать в контракт?!

Вроде бы повсеместно рецензирование - service for community. Для таких дел может быть зарезервировано время, но насильно заставлять в это время именно рецензировать - непременно кончится чем-то нехорошим, напр., Вам придется вместо статей из заграничных журналов ("с какой стати на деньги российского бюджета должны обслуживаться западные надобности?") рецензировать сотни статей из вестников или в лучшем случае из каких-нибудь очередных Натуральных Актов, замысленных с целью переплюнуть западные Натуры и Сиянсы.

С редколлегиями примерно та же история. Лекции далеко не каждому стоит браться читать. Подавать заявки на гранты - это скорее право, реализация которого может дать новые возможности. Да, у буржуев часто жестко требуют приносить в организацию гранты (не знаю, записывают ли это где-то в контракт напрямую - наверное, это все-таки редкое явление... вообще хорошо бы посмотреть прежде всего западный опыт), но у нас с этим надо быть очень осторожными: грантовая система остается крайне коррумпированной и в целом функционирует очень плохо, так что требование про гранты может создать большие проблемы тем, кому не удается вписаться в особенности системы.

И еще по каждому пункту придется писать кучу отчетности...

В общем, мне кажется, чем меньше дополнений к основной обязанности - вести исследования и публиковать их результаты - тем лучше.

А зачем такая детализация обязанностей?

Уважаемые коллеги,

Такая подробная детализация обязанностей научных сотрудников льет воду на мельницу бюрократизма.  Ведь легко можно представить очередного деятеля из МОН или ФАНО, который сейчас делает Ctrl-C Ctrl-V этих пунктов с целью заполнить ими очередную таблицу. Только напротив каждого пункта будут стоять уже количественные показатели - число прочитанных лекций, патентов, заявок, рецензий и др.    Оно нам надо?

Особенные сомнения вызывает пункт 10.:

"Проводить экспертизу заявок на гранты и научно-технические проекты, поданных в различные фонды и другие организации, финансирующие научные исследования и разработки. "

Если я правильно помню, в  трудовом соглашении с экспертом РФФИ содержится условие, что эксперт не разглашает самого факта своей работы в качестве эксперта.

Предлагаю делать наоборот - обязанности научных сотрудников сформулировать в наиболее общем виде. А детализацию можно выполнить уже на уровне лаборатории, если нужно.  

Подробная детализация не нужна

1. это наверняка потребует отчетности и подтверждения рецензирования, экспертизы, и прочего. Причем скорее всего в печатном виде. Придется носить килограммы. И сохранять все эту информацию, часть которой является приватной.

2. Часть требований окажется неконкретной и будет допускать разные толкования участниками процесса. Причем часто очень неожиданными для научных работников. Зато удобными для чиновников.

3. У меня есть справедливые опасения о юридической неграмотности и, следовательности, незаконности ряда требований, ну или как это говорится их юридической ничтожности. . 

 

Именно. Как вообще доказывать

Именно. Как вообще доказывать факт анонимного (!)  рецензирования, не важно из какого журнала. Это дело исключительно редакции и рецензента

Не надо ничего доказывать.

Важно, чтобы государство и общество понимало, что у ученого есть такая функция. И, соответственно, у него должно оставаться время для реализации данной функции.

Кончится все как всегда: ростом формализма и бюрократизма.

Владимир Васильевич, а может быть, Вы выступите на Общем собрании по данному вопросу? Ведь эти эффективные контракты приводят к гонке за показателями в ущерб качеству, с этим нельзя мириться.

Как-то надо ограничить рвение работодателей: должны быть квалификационные уровни для каждой должности, а сверх того должно поощряться не количество, а качество: например, статьи в Q1 и т.п. Или как-то иначе?

Если успею вернуться из командировки...

..., то могу и выступить. Только нужно, чтобы заседание проводилось в нерабочее время.

В зарубежных университетах

в контракте обычно прописывается три вида деятельности

- преподавание

- исследования

- рецензирование. участие в комитетах и коммисиях

Обычно на эти три вида деятельности предусматривается распределение времени в прапорции 40:40:20

Детально обязанности не расписываются

Еще пример

У меня есть контракт, в котором стоит обязанность преподавать не менее 4 часоа в неделю, вести научные исследования и участвовать в какой-то там организационной деятельности (кому интересно, могу посмотреть в текст). Разделения по времени нет. Деталей нет. Зато есть отсылки на документы, регулирующие ту или иную деятельность (отпуск, болезнь, и т.д.).

В моем другом контракте - чисто научном, преподавание не стояло. 

 

Спасибо за полезные комментарии

Стало ясно, что "перечень" воспринимается буквально, как имеющий отношение к каждому научному работнику. Однако, целью его составления было ничего не упустить из того, на что периодически приходится тратить рабочее время, и показать, что попытка "нормирования" отдельных операций ни к чему хорошему не приведет. Также является довольно-таки бессмысленным требование ежеквартальной и т.п. отчетности - срок, за который отчитывается научный работник, должен составлять 4-5 лет.

Судя по образцам "эффективных контрактов" из ЮФУ, можно попытаться и бюрократическим требованиям удовлетворить, и смысл научной работы не потерять.

Удачи! 

Учите арифметику, господа ученые

Новая  задумка  Минобра   - для   борьбы с  множественными аффиляциями.  И  учета    роли  разных  фондов  в  финансировании   работ ...

А  считать  будет  каждый  в   конце    года. 

Страницы