Научные итоги 2017-го и прогнозы на 2018 год
Пришло время оглянуться назад и оценить, каким был прошедший год. Что больше запомнилось, успехи или неудачи? Если успехи, то какие? И неудачи тоже стОит вспомнить, чтобы в следующем году не наступать на эти же грабли. Научные журналисты сейчас вовсю подводят итоги года.
Как обычно, журнал Science объявил список наиболее значимых научных открытий года. По версии издания, прорывом года стало исследование российских и зарубежных физиков, которые обнаружили гравитационные волны, порожденные во время слияния нейтронных звезд в галактике NGC 4993. Открытие состоялось 17 августа. В этот день детекторы LIGO (Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория) зафиксировали всплеск гравитационных волн, которые были порождены двумя нейтронными звездами в галактике NGC 4993 в созвездии Гидры, расположенной в 130 млн световых лет от нашей планеты. В работе детекторов LIGO приняли участие физики из МГУ им. М.В. Ломоносова и Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород).
А еще Александра Борисова в своем интересном материале на РБК заметила, что
"самое завидное единодушие Science и научный Twitter проявили в рубрике «провал года» — это отношения нового президента США Дональда Трампа с учеными. Хештег #ScienceMarch начался с марша за науку 22 апреля 2017 года — для его анонсирования и координации. В марше приняли участие более миллиона человек по всему миру, из них — 100 тыс. человек только в Вашингтоне, в том числе и под лозунгом Make America Think Again («Научи Америку снова думать» вместо «...снова станет великой»). Однако уже после этого марш зажил своей жизнью в Twitter. Ученые, научные коммуникаторы и сочувствующие обсуждали, как сделать так, чтобы значимые решения, вроде выхода США из Парижского соглашения по климату, принимались на основе объективных данных, а не предвыборных обещаний. Обсуждается и более широкий круг тем: межкультурный диалог, демократический протест, коммуникации в эпоху всеобщего интернета."
А вот как подводят итоги в нашей стране: Итоги уходящего года подвел в среду президент Российской академии наук Александр Сергеев. По странному стечению обстоятельств примерно в это же время глава ФАНО Михаил Котюков провел свою итоговую пресс-конференцию в другом информационном агентстве. О том, почему две руководящие наукой структуры подводили итоги врозь, что отмечали важного в своей работе и какие цели ставили для себя на будущий год, узнала корреспондент «МК».
Интересно, что думают об итогах года завсегдатаи сайта ОНР? А еще интереснее обменяться мнениями о том, что произойдет в науке в 2018 году, а также предновогодними пожеланиями коллегам и друзьям. Кого нам следует make think again? Высказывайтесь, господа!
46 комментарии
Прогнозы - дело неблагодарное
.
А пожелания - вполне!
Желаю всем членам ОНР подать в 2018 году заявки на гранты и ПОЛУЧИТЬ ИХ!
Ну и здоровья, конечно...
Желаю ОНР поддержать мое обращение
http://onr-russia.ru/comment/13023#comment-13023
а всем не имеющим из-за нынешнего злополучного положения этого звания, наконец то получить. С Наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!!!
С наступающим!
Ну текущее положение о научных званиях - оно несколько странное. Например, про необходимость написания учебников и прочее, прочее. СпН уже кажется что-то про это писал, но воз и ныне там.
С Наступающим Новым годом и Рождеством!!! Season Greetings! Как пишут политкорректные личности :)
Так перед профессором еще доцентом 3 года
надо побыть.
Педагоги отлично поработали. Но досталось от них не только кандидатам в профессора, еще больше досталось аспирантам. Теперь у аспирантов огромная учебная нагрузка,причем большая ее часть по педагогике.
Круг замкнулся, постарали обе стороны процесса подготовки кадров высшей квалификации: и те кто готовит, и те кого готовят.А в выигрыше педагоги.
Надо, конечно, этим заняться
Заявление СпН вышло 2 года назад: http://sovet-po-nauke.ru/info/22122015-declaration2 еще при Ливанове. С тех пор сменились и министр, и зам по науке. Кстати, я тогда посчитал статистику по каким отраслям науки были присуждены звания профессора за предыдущие годы после выхода нового Положения: 3 математика, 7 физиков, 37 физкультурников, а уж экономистов, юристов и педагогов - сотни. Если бы кто-нибудь подсчитал бы данные по приказам 2017 года, был бы неплохой информационный повод для СМИ, а тогда бы и Минобрнауки внимательнее отнеслось бы к этому вопросу.
Для этого и затевалось новое положение
Лучше не скажешь
Поэтому профессоров у нас много, разных, педагогических...
В ОНР готовилось письмо об ученых званиях
В Совете ОНР тоже обсуждалось обращение по поводу этого Положения, кажется, его инициировал Андрей Михайлович. Только что обнаружил у себя версию этого текста, датированную 15.02.2015. Вот его начало:
Председателю правительства РФ
Д.А. Медведеву
Господин Премьер-министр!
У нас, как и многих российских ученых, вызвало серьезную обеспокоенность подписанное Вами Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 «Положение о присвоении ученых званий» (далее Положение). Этот документ вводит фактический запрет на получение ученых званий доцента и профессора именно для тех работников науки и образования, которые заняты подготовкой наиболее востребованных специалистов высшей квалификации. Более того, по новому Положению, нынешние доценты и профессора по специальности лишаются своих заслуженно присужденных учёных званий. Вместе с тем, в Положении задан столь низкий уровень требований к качеству научной и научно-педагогической работы претендентов на ученые звания, что теперь доцентами и профессорами могут стать лица, не имеющие сколько-нибудь значимого вклада в науку и в подготовку научных кадров. Для нас очевидно, что реализация нового Положения нанесет серьезный ущерб российской науке и образованию.
Настоятельно рекомендуем Вам немедленно отменить Постановление № 1139 от 10 декабря 2013 г. и безотлагательно начать разработку нового Положения о присуждении ученых степеней с участием представителей научно-образовательного сообщества. Кроме того, мы считаем необходимым уволить лиц, ответственных за разработку и согласование данного документа, с занимаемых ими должностей, так как проявленная ими некомпетентность явно свидетельствует об их профессиональной непригодности.
Наиболее одиозные пункты Положения приведены ниже.
Александ Львович, непонятно
Готовилось или было направлено? Судя по тому, что вы не приложили ответа то это Обращение было проигнорировано или не быфло отправлено. В любом случае ОНР следовало бы вернуться к этому вопрпосу. Вот вы, Александ Львович, профессор?
Мельком глянул приказы ВАК за последние 3 месяца
и был неприятно удивлен. Только по музыкальному искуству более десятка новых профессоров, а есть еще и кино. Педагогика и экономика в лидерах. Редко проскальзывают технические науки и химики, математиков и физиков нет.
Налицо явный перекос в сторону педикюра.
Дело не в юрпед
и естественных науках. Преграда установлена для работников институтов ФАНО-РАН
Спасибо Андрей Кимович
Надеюсь на вашу поддержку. Поверьте, многие возмущены нынешней несуразицей, но ни одна организация не озаботилась инициативой исправить ситуацию. Может быть это получится у ОНР?
Статистика присвоения ученого звания профессора в 2017 году
по отраслям наук на основании приказов ВАК.
Так как приказы пришлось пересматривать вручную, то статистика не претендует на особую точность, но все тенденции она отражает
Гуманитарные науки, включая педагогические - присвоено 123 звания профессора
Социальные и экономические науки (включая юриспруденцию) – 70
Естественные науки – 22
Технические науки – 58
Науки о жизни и медицина - 67
По музыкальному искусству присваивается в разы больше степеней, чем по всем естественным наукам
Профессоров по чистой математике
если и есть, то один-два человека. Мне в глаза никто не бросился.
Доигрались.
профессора РАН
Два года назад академия наук присвоила примерно 30 званий профессора РАН математикам в возрасте до 50 лет. В этом году хотят ещё новых избрать. Кроме того было избрано около двадцати федеральных профессоров. Возможно резерв претендентов на это звание среди математиков близок к исчерпанию.
в университетах достаточно много молодых математиков
со степенью доктора наук, но без звания профессора. В нашем университете я сразу вспомнил 3 человек.
Статистика защит диссертаций и присвоения ученых званий очень сильно различается. Можно ввести коэффициент - отношение числа новых профессоров к числу защит докторских диссертаций по отраслям науки. Он будет различаться в разы для разных отраслей науки.
Для дискуссии
Я бы вообще предложил по естественным наукам уведомительный порядок присуждения звания профессора. Критерии простые: 1) 3 защищенных кандидата за предыдущие годы, 2) наличие аспирантов в текущий момент, 3) чтение лекций в текущий момент. Достаточно выполнения либо условий 1 и 2, либо 1 и 3. Далее, делается 3 справки и ВАК уведомляется, что условия соблюдены и нужно присваивать профессора.
Какие тут могут быть подводные камни как в плане адекватности этих предложений, так и в плане их "прохождения-реализации"?
Для продолжения дискуссии
1. Хорошо бы тогда сформулировать и требования для доцентов.
2. Что же касается этих критериев, то я бы добавил наличие:
2.1 степени доктора наук.
2.2. какого-то порогового числа публикаций в Web of Science/Scopus - порог зависит от специальности.
2.3. некое пороговое значение стажа работы.
2.4. наличие текущих аспирантов я бы убрал, хотя опционально можно оставить как замену текущих занятий. Как и наличие монографий - можно попросить как дополнительные параметр.
В качестве примера, какие основные параметры в Польше для звания профессора: не менее 2х аспирантов, сколько-то публикаций после докторской, желательна книжка, руководство/участие в грантах, сколько-то цитирований - тоже после докторской.
В Италии нечто похожее. Порог для хабилитации, которая позволяет получить позицию полного профессора, состоит в некотором количестве статей за последние 5 лет и количестве цитирований этих работ. Преодоление порога, разного для каждой дисциплины, позволяет подать документы, которые будут рассматриваться специальным комитетом.
Тут дело в "и" или в "или"
Если в "и", то ваше предложение полностью соответствует нынешнему положению, в которм работнику исследовательского института вменяется требование педагогической деятельности (чтения лекций), что несовместимо со статусом научного работника института ФАНО-РАН. Если "или", то да, 3 защищенных, наличие степени, наличие публикаций в т.ч. монографий заменяют требование педагогической деятельности
Должно быть "или"
Либо-либо.
Будем надеяться, что Андрей Кимович инициирует новое Обращение
от имени ОНР
Вы и сами можете инициировать
Вячеслав Михайлович, Вы и сами можете инициировать обращение. Просто напишите текст с учетом обсуждения (может быть стоит еще пообсуждать и посмотреть нормативные документы, поскольку ясности пока нет), с конкретными предложениями и оформите в виде файла. Совет ОНР обязан это будет рассмотреть.
Да не получается у меня столь складно и убедительно
все изложить по сравнению с Вами или с Фрадковым, например. Тяжеловесно пишу. Спасибо за поддержку.
Спасибо
Спасибо за высокую оценку наших "писательских талантов" , в ОНР много людей, которые пишут хорошо (кроме упомянутых это Онищенко, Оскольский, и еще много людей). Главное написать общий текст-черновик со смысловой частью (с цитированием нормативных документов, описанием по пунктам почему это плохо работает, и, по пунктам, наши предложения). Потом текст можно "прилизать" если будет необходимость, это уже второй этап.
Смысл звания профессор
Давайте для начала все-таки определимся. Есть два типа "званий". Это ученая степень и учебное звание. Степень это кандидат и доктор. Уч. звания это доцент и профессор. Профессор по внутреннему смыслу это тот, кто учит, а не только занимается научной работой. Учит в широком смысле. То есть "на входе" это должна быть либо преподавательская деятельность в виде чтения лекций, либо обучение аспирантов науке, скажем так. Если нет ни того, ни другого, тогда я не понимаю в чем тут "профессорство". Исторически как раз профессор это не только ученый, но и учитель. И, понятно, что профессор это не доцент и он уже должен продемонстировать какие-то достижения в плане подготовки тех же аспирантов. Исходя из этой логики я и поставил И вместо ИЛИ. В чем я не прав?
Вопрос о том, что у сотрудников РАН не может быть аспирантов это совсем другой вопрос. Вопрос о профессорстве можно поднимать в рамках будущего обращения об аспирантуре РАН (да и вообще об аспирантуре) и о том, что сотрудники РАН, конечно, должны иметь возможность работать с аспирантами, которые обучаются в университетах, в качестве научного руководителя. Сейчас, в принципе, есть такая возможность без занятия ставки в университете, это так называемая почасовая нагрузка. Но понятно, что это не очень хороший и точно не цивилизованный вариант, поскольку простого и понятного механизма реализации этой возможности здесь тоже нет,- все на личных контактах.
Но само обсуждаемое "положение", несмотря на написанное в первом абзаце, нужно менять по причинам описанным коллегами в этой ветке.
Сергей Петрович, обратите внимание на два момента
Если "либо", то никаих поблем для работников институтов нет, потому что худо-бедно но аспирантура во многих академических институтах функционирует. А вот если будет требование читать лекции и выпускать на защиту аспирантов, то такого совсем нельзя обеспечить. Ну какие лекции могут быть в академическом институте, разве что имитация таковых.
С почасовой нагрузкой нельзя наработать полноценные 0.25 ставки, требуемые в Положении.
И еще добавлю. Обидна дискриминация работающих именно сейчас сотрудников акаджемических институтов, потому как те кто постарше успешно получили в свое время звание профессора
Значит я плохо написал
Там было
Имелось ввиду "1 И 3" ИЛИ "1 И 2". Все И/ИЛИ,- логические. Вроде бы это не противоречит тому, что Вы пишете?
С Вашим постом полностью согласен.
О дискриминации
Обидно. Однако это касается всех, не только сотрудников научных институтов. Некогда, например, не было требований насчет аспирантов, и я знаю профессоров без каких-либо аспирантов. Мой приятель огорчался, что не успел - ввели требование, а его другой приятель получил звание профессора.
Переходный период
Поэтому, как правило, при любой реформе может или даже должен предусматриваться некий переходный период, когда действуют и старые правила и новые. 1-3-5-10 лет, в зависимости от вопроса и скорости изменений.
Основное отличие профессора от обычного преподавателя
в том, что профессор готовит кадры высшей квалификации - кандидатов наук. Это и должно быть главным квалификационным критерием, все остальное вторично. Многие упираются именно в выполнение этого критерия.
тогда я не понял в чём проблема
Я исходил из обращения В.М.Семенова "Требование почасовой педагогической нагрузки и наличия учебных пособий являются настоящим дискриминационным барьером для сотрудников институтов РАН." Мне кажется как минимум для математиков такой проблемы нет, поскольку большинство потенциальных профессоров из РАН зачислили в профессора РАН. А для преподающих в университетах докторов эти требования не могут быть трудновыполнимыми, наоборот требование иметь трёх защитившися учеников для математиков из вузов было бы гораздо сложнее выполнить.
Что сейчас требуется для профессора
3 защищенных кандидата
3 статьи ВАК (рецензируемых) за последние 5 лет
3 года должно пройти после присвоения звания доцента
более 10ти лет стажа научно-педагогического
и более трех учебно-методических работ за последние 5 лет. Причем педагоги написали кучи инструкций, что считать учебно-методическими работами, там сам черт ногу сломает.
Как итог - огромное число музыкантов-профессоров.
Так скоро лесов не останется, так как учебно-методические работы требуют печатать, да еще и немалым тиражом. Кстати, это отдельная проблема, пора требовать перевода всей учебно-методической литературы в электронные форматы. Они проще, дешевле, предпочтительнее для студентов, да и преподавателей.
Требования к профессору.
Цитирую документ "О порядке присвоения ученых званий". С сокращениями. Выделение мое.
Итак, что мы имеем - 3 или 5 аспирантов, педагогическая работа на не менее четверти ставки, не менее 50 публикаций, включая, простите за высокий стиль научные труды, и наличие учебников за 10 лет.
Я как-то не понял, как быть сотрудникам чисто научных организаций, в которых нет педагогической нагрузки, и нет аспирантуры, зачем нужно такое количество учебников (старые что, не годятся?), тем более, что определение учебника может быть довольно странным. При этом "научные труды" могут быть опубликованы хоть где. Поэтому мы имеем полно профессоров. И среди которых слова Скопус и Сеть науки близки к ругательным.
Дорогой Виктор Анатольевич, вот о том и речь
Именно на основании приведенных вами пунктов современного Положения работник институтов РАН-ФАНО принципиально не может быть представлен к званию профессор. Пусть ты имеешь классические монографии, которые используются в качестве учебников, но они не считаются таковыми, потому что не имеют соответствующего грифа "учебник", и как следстве не могут быть рекомендованы УМС вузов в качестве учебников (хотя используются!!!). Кроме того, даже являясь соруководителем бакалаврских и магистерских работ студентов, проходящих практику в институте, нам не засчитывается педагогическая деятельность, потому что не зачислены в организации, направившей студентов для выполнения работ. И еще, если раньше можно было устроиться на 0.25 ставки в ВУЗ, то сейчас в свете искоренения совместительства, подобное невозможно или для узкого круга лиц. Таким образом, вот эти требования "педагогической деятельности" в пунктах "б", "в" и "не менее 3 учебников (учебных пособий)" в пункте "е" полностью лишают возможности быть профессором, о чем я и указыввал в проекте письма на имя Министра. В положениях прежних лет под педагогической деятельностью понималась подготовка пяти защищенных аспирантов (соискателей". Спасибо, что развили обсуждение
ЗЫ. В нашем институте, как минимум 6-8 потенциальных соискателей звания профессора, которые не успели оформиться до принятия нынешнего положения
Боюсь, что совместительство не поможет
Требование о непрерывном стаже в 2 года может быть невыполнимо для совместителей - потому что известны случаи, когда люди оформляются по июль и заново с сентября. Ну или например, до конца года, а потом по началу финансирования - на грантах. На мой непросвещенный взгляд это не непрерывный стаж.
То есть налицо масса странных требований при том, что вполне разумных требований типа действительно значимых публикаций в нормальных журналах нет. Вот и хочется иногда спросить, кто все эти люди, эти профессоры? Бог с ними, с музыкантами и физкультурниками (хотя как-то научных успехов в музыке и физкультуре не наблюдается, или я что-то пропустил), но есть и более интересные примеры...
Если уж требовать 5 аспирантов от сотрудника научной организации (хотя где взять, это отдельный вопрос, если нет аспирантуры), так может не требовать идиотских учебных пособий и учебников (определяемых через присвоение грифа, а вот если это на английском?) и педнагрузки. Ну или честно сказать, профессура - это в учебных иститутах, а в научных ее нет. Но тогда что взамен?
Есть одна морковка)))
баллотроваться в член-корры)))
Вы правы относительно совместительства. Я знаю про это. Может быть я не совсем ясно выразился, но хотел показать, что даже совместительство, как крайняя мера, не дает возможности получить требуемую "педагогическую деятельность", потому как совместительство постепенно ликвидируется.
К учебным изданиям есть еще дополнительные требования
Для этого есть еще разъяснения Рособрнадзора.
При этом откртие новых специальностей или разработка и чтение новых курсов не считаются. Зато, что считать учебным изданием описано очень подробно.
А про WoS или Scopus нет ни слова.
Методическая компонента явно завышена
и возникает вопрос - почему? И как поступить.
Для чего нужно такое количество учебников и учебных пособий? Куда их девать? А ответ очень прост. Есть в вузах такой вид изнеса как продажа по космическим ценам собственных учебников студентоам. Не купишь - не сдашь, правда подается это, как правило, уникальным характером материала. Настоящее положение закрепляет этот коррупциогенный фактор.
Предъявляемые требования хороши для учителя методиста, а отнюдь не профессора.
В то же время в положении полностью игнорируются другие виды учебно-методической работы, как то - разработка и запуск нового учебного курса и даже разработка и запуск новой специальности. В то время как потребность в новых магистерских специальностях и специальностях переподготовки огромная. А запустить новую специальность тяжелее, чем написать учебное пособие (говорю по своему опыту).
Поэтому критерии методической работы должны быть размыты и решение по квалификации соискателя должен принимать ученый совет университета, это решение должно быть окончательным. Вместо учебных пособий должно быть достаточно 2 УМКД по новым курсам.
Сообственно, напрашивается вывод резкого разграничения двух типов профессоров
методического (по кафедре)
и
академического (по специальности)
Для академического прфессора достаточно 3 аспирантов, 3 статей WoS/Scopus за последние три года, 10 лет научно-педагогического стажа, 2 года по конкурсу и 2 УМКД по новым курсам. Читать новые курсы в магистратуре и вести НИР магистрантов - проблемма даже для лучших университетов.
Чуть позже расскажу про свою личную историю, она достаточно поучительна.
Говорили, говорили, а вы опять на те же грабли
Андрей Михайлович, академический статус профессора не должен предусматривать никаких курсов и их методического сопровождения. Отдайте это профессору по кафедре. И вообще, нельзя называть тех и других профессорами, если к ним разные требования.
Я в порядке обсуждения
Основное - подготовка кадров
Хотя, если есть аспирантура, есть и курсы. А поним для акредитации необходимы УМКД, можно совместить полезное с приятным
Что-то тут не то
Нужно все-таки разобраться должен ли профессор читать лекции, или все-таки достаточно научной работы с аспирантами? Мне вот как-то внутренне кажется, что должен читать. И вроде бы так везде и всегда было (во многих странах, в том числе в СССР и в дореволюционной России). Другой вопрос должен ли он писать непонятные программы, комплесы, модули и тп. Или все-таки достаточно того, что он напишет название курса, список тем и затем просто прочитает курс? Тут мне опять кажется, что человек должен иметь все-таки как минимум какой-то конспект лекций, который дает студентам. Но вот должен ли он писать модули, комлексы, и тому подобную чушь я что-то сильно сомневаюсь. Оригинальные курсы в модули не загонишь. Да и не дело профессора этим заниматься. Еслои кому-то нужно оформить все в одном стиле, скажем так, то пусть кому нужно тот и оформляет, качество лекций от этих дополнительных бумажек не меняется.
Разрабатывал ли Фейнман УМКД, когда в поезде писал свои первые лекции, которые легли в основу его курса "Фейнмановских лекций". Писал ли Ландау УМКД даже в СССР? Что-то сильно сомневаюсь... А если бы они это делали, то с большой долей вероятности мы их курсов бы и не увидели никогда.
Существующий порядок предусматривает УМКД
Собственно это план курса, конспекты, списки задач для практики и лабы.
Это обязательно, да и проще учебных пособий, вот там бюрократии выше крыше, да еще и печатай методическую чушь.
Понятно
Для меня эти УМКД это "темный лес". Нужно сесть разобраться. И почитать умных людей хотя-бы тут.
Сама идея не так плоха
Она требует чтобы у преподавателя были основные методические материалы: план курса, конспекты лекций, адачи и темы для практики, описания лаб работ.
Но педагоги добрались и сюда, компетенции, учебно-методические карты и прочую чушь, включая согласования. Вместо простого и понятного сопроводительного материала получили монстр, причем со всех требуется монстр единого типа. Хотя в законе об образовании говориться об индивидуальном характере преподавнания.
В вузах попроще давно не занимаются ничем, кроме УМК, сейчас Рособрнадзор поставил цель обязать всех только этим и заниматься. Чуть поменялся учебный план, так сразу необходим новый УМК. По отдельным предметам должно быть по 15-20 УМК одного и того же предмета.
Еще одна головная боль, это то, что все эти учебные пособия требуют издавать на бумаге. Хотя вся всей методической мукулатуры прекрасно подходят электронные форматы. Одно только тредование приоритета электронных форм информации позволит сохранить тысячи гектаров леса в год. Где только экологи?
"Профессора РАН" vs "Профессор" vs "Профессор по кафедре"
Профессора РАН vs Профессор. Все-таки это разные вещи. Есть еще професосра по кафедре. На мой взгляд, разницы между ними по сути нет, но по факту (в грантах, конкурсах, при занятии позиций), конечно, есть.
О звании Профессор РАН
Это звание имеет возрастной ценз - 50 лет. Опаздал - не успел. Разница есть. Классическое звание профессора - это наличие определенных заслуг и достижений в науке. "Профессор РАН" - подтверждение того, что владелец звания моложе 50 лет.
Страницы