22
Авг
2016

Вопросы новому министру

Читайте также другие материалы по теме: 

Дорогие коллеги,

как вы все знаете, у нас теперь новый министр образования и науки: учитель пения и истории, затем историк-религиовед, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой в ВУЗе, сотрудник РАН, а в последние годы - чиновник администрации президента РФ,  О.Ю. Васильева.  Она успела выказаться об учителях, о патриотизме и о некоторых других вопросах, но о ее взглядах на проблемы, волнующие научное сообщество, ничего не известно. Предлагаю собрать в этой ветке вопросы к новому министру, которые могли бы прояснить ее мнение но наиболее насущным для нас проблемам и позволить нам определиться с возможными направлениями взаимодействия с новым министрам. Затем Совет может скомпоновать и отредактировать их и опубликовать от имени ОНР или передать непосредственно министру.

Вопросы, видимо, следовало бы распределить по относительно крупным разделам, например (для затравки) такие:

1. Снижение бюрократической нагрузки и бюрократического давления на ученых и научные коллективы. Отношение к укрупнению, слияниям и поглощениям

2. Бюджет науки и образования, финансирование фундаментальной и прикладной, университетской и академической науки, базовое и конкурсное финансирование.  

3. Совершенствование конкурсной (грантовой) системы финансирования науки

4. Отношение к реформе РАН, дальнейшая судьба академической науки

5. Интеграция российской науки в мировую (облегчение контактов с зарубежными коллегами, приглашение зарубежных специалистов, таможенные пошлины и бюрократические препоны при приобретении приборов и расходных материалов, конкурентспособность и изоляционизм, шпиономания и "секреты Полишинеля") 

6. Аттестация научных кадров. Несколько вопросов были уже заданы членом ОНР, сооснователем сообщества Диссернет Андреем Заякиным:

   6.1. Уволите ли Вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему?

  6.2. Распустите ли Вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации? (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на Диссернете много раз).
  6.3. Выведете ли Вы из Экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?(опять же, списки лежат в МОН).
  6.4. Отмените ли Вы срок давности по фальшивым диссертациям?

от себя добавлю 

   6.5. Насколько Вы намерены расширить список учреждений, которые, наряду с МГУ и СПбГУ, получат право самостоятельно присуждать ученые степени государственного образца. Какими Вы видите принципы и критерия включения в этот список? 

7. Оценка эффективности работы научных коллективов и отдельных ученых. Соотношение наукометрических параметров и экспертных оценок. Принципы проведения экспертизы и отбора экспертов.

8. Снижение зависимости ученых и научных групп от произвола администраторов. Карьерные лифты для талантливых молодых ученых. 

9. Подтверждает ли министр свою приверженность части 2. статьи 13 (Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной) и статьи 14 (Россия - светское государство) Конституции РФ? 

Попробую сформулировать

Довольно сложно сформулировать "острый" вопрос так, чтобы от него нельзя было увильнуть. Можно примерно так:

Будет ли в рамках образовательной системы проводиться увеличение веса патриотического воспитания в ущерб иностранным языкам и другим предметам, как сообщили некоторые СМИ?

Андрей Кимович,

Последний пункт - 9. Подтверждает ли министр свою привеженность Конституции РФ, ст13, ч.2, ст 14 выглядит странно. Разве может министр быть НЕ приверженным Конституции РФ, государства в котором он назначен быть министром.

Есть еще Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (Ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

"Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон"

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой...

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается

  Статья 4 Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Ну и вопрос о бюджете, как мне кажется, должен быть на первом месте. Бюрократия - это безусловно ужасно, но не на первом месте все-таки. Может лучше  этот вопрос поставить после вопроса об интеграции российской науки в мировую.

Это лишь предварителтный (затравочный) список

Елена Николаевна, Порядок и набор рубрик пока предварительный и псевдослучайный. Мы непременно структурируем его перед опубликованием. Пока хотелось бы конкретизировать рубрики и, главное, подпункты, хотя бы как сделано в п. 6.

Государство для человека или человек для государства?
Как Вы будете рекомендовать преподавателям расставлять приоритеты при воспитании будущих строителей российского государства: государство для человека или человек для государства?
 
И два частных вопроса о том же: 
1. Люди, которые сообщили о фальсификациях в диссертациях или других прегрешениях законно избранных/назначенных представителей власти - это честные патриоты или предатели интересов страны?
2. Люди, которые сообщили о нарушениях в российском антидопинговом агенстве - это честные патриоты или предатели интересов страны?
Ну, уж тогда...

Считаете ли Вы, что задача российского образования - "воспитать человека-творца или квалифицированного потребителя"? ( (С) А.А. Фурсенко)

Это хороший вопрос!

Вопрос хороший. Как и другие того же плана: надо ли в первую очередь развивать в образовании естественные или гуманитарные науки? И.т.п. Но не кажется ли Вам, что сейчас на все такие вопросы могут дать один ответ: надо прежде всего воспитать патриота?

Не вижу противоречий.

И, все же: патриота-творца или патриота-потребителя?

Без противоречий не бывает

Это когда у Вас неограниченно много денег и часов в программе, тогда можно успеть и то и то.

А на самом деле пока Вы будете обсуждать, на что больше часов дать: на высшую математику (чего не желал Фурсенко) или на что-нибудь попроще, вдруг окажется, что урезали всю математику, поскольку в два раза дали больше часов на патриотическое воспитание.

То же и с наукой. Помнится, когда пришел Ливанов, он где-то сказал, что для него статей, которых нет в Web of Science не существует. А что теперь будет? Чем новый министр будет измерять достижения науки: ученых, групп ученых, организаций?

Давайте немного структурируем обсуждение

Уважаемые коллеги,
уверен, что найдутся журналисты, которые с удовольствием зададут Ольге Юрьевне вопросы о ее личном мнении по многим животрепещущим проблемам, а также о ее планах по организации образования, воспитания и просвещения в детских садах и школах. Здесь хотелось бы собрать вопросы, непосредственно относящиеся к организации науки, причем именно в контексте Декларации об образовании ОНР.

Вопрос новому министру:

Как Вы относитесь к такому законпроекту:

http://www.newsru.com/russia/08sep2016/disser.html  

Не будет ли его принятие означать полную победу высокопоставленных плагиаторов?

 

Глубокоуважаемая, Ольга

Глубокоуважаемая, Ольга Юрьевна, убедительно прошу Вас пересмотреть существующее положение по присвоению ученого звания «профессор», принятое при Вашем предшественнике.  Требование почасовой педагогической нагрузки и наличия учебных пособий являются настоящим дискриминационным барьером для сотрудников институтов РАН. Профессор, исходя из исторически сложившегося понимания сущности этого звания – это ученый (так, кстати, и подразумевается в положении), но не априори педагогический работник. Проверенные временем, традиционные требования наличия степени доктора наук, руководства пятью защитившимися соискателями ученой степени и монографий, которые могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов, выглядят вполне значимым и достаточным основанием для присуждения ученого звания «профессор». Кроме того, в последнее время в ВУЗах наметилась тенденция ликвидации позиций «совместителей», что полностью исключает педагогическую деятельность кадровых работников институтов РАН. Возможно, что этот вопрос не выглядит первоочередным, но, поверьте, он требует решения. С уважением, В.М. Семенов

Страницы