28
Окт
2013

Дальнейшие шаги ОНР

До сих пор ОНР предпринимало только оборонительные действия, из всех шагов запомнилось только письмо о плагиате депутатов. Но обороняясь войну можно только проиграть. Для выигрыша необходимы наступательные операции, то есть те, которые позволят сформировать свою повестку дня. И так, чтобы власть предпринимала ответные действия, пора перехватывать инициативу.

Мы на пороге массовых сокращений и пора бы подумать, куда деваться людям. В принципе, можно пойти преподавать в государственные или частные вузы, или даже школу.

Я же предлагаю воспользоваться тем опытом, который накопила российская эмиграция после революции. Мало кто знает, что за рубежом российскими исследователями были созданы несколько университетов, и некоторые из них стали успешными. Речь в первую очередь идет о Харбинском политехническом институте, ныне Harbin Institute of Technology, вузе, входящем в девятку сильнейших вузов Китая. Даже в неблагоприятных условиях маньчжурского государства и японской оккупации, вуз смог состояться.

Сейчас можно было бы вернуться к этой идее и попытаться попросить у политической эмиграции деньги на организацию университетов из российских исследователей в Таиланде, Вьетнаме, на Украине или в Прибалтике. То есть там, где есть русскоязычное население, а страны пытаются наладить собственные исследования и образование.

Для этого можно воспользоваться инфраструктурой ОНР и написать обращение к соотечественникам, пребывающим в эмиграции, а также обратиться в посольства с тем, чтобы выяснить заинтересованность стран. Можно организовать и отдельную рабочую группу.

Пора российской науке получить работоспособное ядро, не зависящее от нынешнего российского начальства.

Я публикую этот пост для начала обсуждения и формирования объединяющей позиции, хотя бы среди части членов ОНР.

К предложению А.М. Сухова

Я работник ВУЗа, но полностью поддерживаю эту крайне разумную инициативу.

Это наверное единственная  возможность попытаться  возродить нормальную университетскую среду, пока еще не забыты традиции высокой нравственности и служения науке.  В нынешней России  по сути в большинстве ВУЗов установилось  крепостное право и все разумные начала подавлены бюрократическим прессингом.  Но делать это надо не в Тайланде-Вьетнаме-Прибалтике, а лучше всего в  таких местах Украины как Николаев, Крым, где велика Российская диаспора и где чтут и основателя Харьковского университета Каразина, и князя Потемкина, и адмирала Макарова и великого математика Ляпунова...

Но найдется ли такой меценат....

Найдется ли меценат ... и студенты

Украина  сейчас друнгое государство со всеми проблемами. Крым, конечно, хорошее место, но что там сейчас.? Как там насчет "крепостного права", у вас есть коллеги в Украине?

Думаете там реформаторам недвижимость не нужна?

Национальная академия наук Украины (НАНУ) готовится к ликвидации двух своих институтов.  В руководстве академии объясняют реорганизацию желанием оптимизировать свою структуру, признавая, что ликвидация двух институтов станет началом масштабной реформы. В то же время в институтах НАНУ уверены, что такие изменения уничтожат гуманитарную науку в стране.

http://kommersant.ua/doc/2330732?isSearch=True

Чтобы новый университет быстро состоялся

необходимо, чтобы в стране было платное образование.

Тогда помощь необходима на этапе организации и первые лет десять, потом университет сможет прокормить себя сам. Во Вьеинаме и Таиланде образование платное, правительства заинтересованы в развитии науки и образовани, поэтому они могли бы выделить солидные земельные участки под университет. Кроме того, в этих странах есть немаленькая русская диаспора, что важно для сохранения языка.

На Украине будет тяжелее по ряду причин, там есть и националисты, которые против ророссийского присутствия, там тяжелее достичь финансового равновесия. Из бюджета ничего не дадут, плюс местные исследователи сами попытаются занять все места.

В любом случае необходимо организационное ядро и обращение к соотечественникам за рубежом, а также к ряду правительств для начала переговоров и выяснения условий. Вопрос только, будет ли это делаться в рамках ОНР.

О Вьетнаме

Приведу пример - мой коллега Nguen Tien Zung -  французский математик, который учился в России, а родился во Вьетнаме, уже лет 10 как создал математический центр у себя на родине при поддержке меценатов, правительств  и т.д. и т.п..

Сначала там действительно преподавали и работали люди из России и Европы, но очень быстро они были вытеснены местными псевдоучеными и теперь этот центр является только ширмой для оттока талантливых людей в Европу и Америку.

Меценаты с деньгами есть,  образование платное, даже уже центр создан  - а науки нет и не предвидится, так как мировые стандарты экспертизы заменяются своими местечковыми понятиями.

 

Да кто же говорит, что будет легко

Но речь идет о создании российского университета, с российскими традициями, российской администрацией и наблюдательным советом.

Пока же я не вижу примера успешного университета у нас на Родине. А то, что ожидается, вообще внушает страх.

 

В России -да. В перспективе и

В России -да. В перспективе и пусто и темно. В вузах скрытое или откровенное крепостное право.

Начинать надо с чистого листа - пока ясно только это.

Чтобы новый университет быстро состоялся

Не берусь оценить реалистичность предложения. Однако, если думать о странах, то не может ли помочь Казахстан? Правда, филиал МГУ там уже есть. Как, впрочем, и в Крыму.

...обороняясь войну можно только проиграть. Цели ОНР:

Начало поста очень понравилось.yes"Для выигрыша необходимы наступательные операции, то есть те, которые позволят сформировать свою повестку дня. И так, чтобы власть предпринимала ответные действия, пора перехватывать инициативу."

А решение ситуации - бегство из страны, по большому счёту, если правильно понял. Премьер нынешний, будучи президентом, уже рекомендовал уезжать. Собственно рук-во страны открыто заяляет, что: наука с возу - кобыле легче.

К сожалению, в этом, кроме корыстной заинтересованности и преступной безответственности, есть доля истины.

Практическая-экономическая ценность науки упоминается в уставе ОНР (в приложении). Но деятельности в этом направлении не видно.

Может, всё же надо с себя начинать, хотя бы обсудить как может быть реализована цепочка от фундаментальных исследований, через прикладные науки и  посредством нормальных управленцев к практической-экономической полезности. Сумеем себе объяснить, проще будет до других донести.

Вроде бы элементарные вещи - кто из нас станет платить почвоведу теоретику, если нужно вскопать грядки. Если только уважаемый специалист предупредит что не всё так просто, предскажет где проблема, да мы ещё лично убедимся, что гастарбайтером не обойтись, вот тогда... Во-оот, собственно и цепочка вырисовывается:)

Прилагается) http://onr-russia.ru/node/8
УСТАВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

"Общество Научных Работников"

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОНР

2.1.     Цель ОНР - содействие развитию в России  результативной научной деятельности и повышению эффективности использования достижений науки.
2.2.     Для достижения уставных целей в соответствии с действующим законодательством ОНР участвует в решении следующих задач: ...
-   содействие  установлению международных  критериев научной работы и  профессиональной этики, борьба с псевдонаукой;
-   содействие укреплению связи между наукой, образованием и практикой;
-   популяризация достижений российских ученых в России и за рубежом, разъяснение обществу и власти экономического и культурного значения науки...
...
-   содействие распространению научной информации в профессиональном сообществе и вне его, в том числе путем публикации книг, брошюр и других изданий;

Теоретики и экспериментаторы

"Может, всё же надо с себя начинать, хотя бы обсудить как может быть реализована цепочка от фундаментальных исследований, через прикладные науки и  посредством нормальных управленцев к практической-экономической полезности. Сумеем себе объяснить, проще будет до других донести."

Давайте начинать с себя, можно начать со своей области исследований.

Теретиков похоже больше эксперментаторов, возможно потому, что им легче жилось - финансирование шло только на зарплату, ни приборов, ни оборудования им не требуется.

"Если только уважаемый специалист предупредит что не всё так просто, предскажет где проблема, да мы ещё лично убедимся ", такое впечатление, что люди просто разучились думать самостоятельно, если им ну никак не обойтись без "предсказания" где проблема. В гипотетической ситуацией с почвоведом- практиком, типа почвоведом теоретиком  и необходимостью копать грядки.  Теоретик рассчитывает "чисто теоретически" (всего не учтешь, поэтому гипотетически), почвовед- практик долго прикидывает как эти расчеты можно было бы использовать на практике. В результате нанимается гастарбайтер и он делает все по собственному разумению - как получится, так получится

Начать с себя это правильно

И не только в практических применениях фундаментальной науки  - у многих отраслей этой самой фундаметальной науки просто нет практических применений, и появятся они лет через 10. Дело в том, что у нас вообще нет никакой "инвентаризации" ученых, научных коллективов, и даже целых научных направлений. Может кто-нибудь перечислить хотя бы в своей области понять, что в нашей текущей ситуации можно сделать, а что нет. Совершенно очевидно, что есть направления, которые у нас в стране достаточно развиты, и которые нужно всячески поддерживать, есть те, которые можно "разогреть" административными реформами и сравнительно небольшими вложениями, но есть и те (и таких много), которым даже деньгами не поможешь.

Разумеется, сразу возникает вопрос о том, кто должен решать, кого спасать, а кого топить, но кто-то же должен! Если это решение не может принять само научное сообщество, то чего удивляться, что за нас его принимают мало в этом понимающие чиновники. Мне кажется, что многие ученые сейчас хотят и на ёлку влезть и на паровозике покататься, то есть получить ресурсы, не беря на себя никакой ответственности. Они считают, что раз они ученые, то кто-то им чего-то должен. В частности должен разгрести жуткий административный бардак который есть в наличии, причем таким образом, чтобы никого не обидеть...

Страницы