Решение участников Международной школы-семинара по проблеме «Физика в системе высшего и среднего образования России»
Школа-семинар состоялась в Москве 23-25 июня 2014 года. Она проводилась по решению Научно-методического совета по физике Минобрнауки. Организатором школы-семинара было Общественное движение «Физика и Образование».
Работа семинара осуществлялась на базе трех вузов, имеющих статус Национальных исследовательских университетов: Московского физико-технического института, Московского государственного технического университета имени Баумана (и Московского авиационного института. Представителями различных регионов России для обсуждения на семинаре представлены 162 доклада, затрагивающие насущные проблемы функционирования кафедр физики в вузах России.
Участники семинара отмечают низкий уровень знаний школьников по физике, поступающих в технические вузы России. Физика, дисциплина с накопительными знаниями, излагаемая в средней школе в объеме 2 часов в неделю, школьниками не усваивается. Исключение составляют выпускники специальных школ и классов, где физика читается в объеме 5 часов в неделю, но доля таких выпускников 10 %.
- Общественный мониторинг показывает, что лишь пятая часть студентов технических вузов, будущих инженеров, относительно успешно осваивает курс физики на уровне, соответствующем государственным стандартам.
- Парадигма Российского образования такова, что в ней главенствуют дисциплины гуманитарного направления, формирующие эмоционально-качественный тип мышления. Дисциплины точные, количественные, в том числе физика, оттеснены на обочину образовательного процесса. Представляется, что без изменения существующей парадигмы надежда на то, что Россия станет высокотехнологичной державой, вряд ли будет реализована.
- Физика является лакмусовой бумажной , определяющей отношения государства к инженерному образованию, к формированию технической интеллигенции. Озвученная на днях президентом В. В. Путиным необходимость формирования инженерных кадров современного поколения с перспективой на 20-30 лет не может быть реализована без изменения отношения к физико-математическому образованию в целом и преподаванию физики в частности. Это осознает и общество в целом. Достаточно отметить его болезненную реакцию на снижение требований ЕГЭ по математике. Тревожная тенденция. Сегодня 20 баллов, а завтра придем к нулю.
Участники школы-семинара считают необходимым:
- общественному движению «Физика и образование», обобщив мнение физического сообщества, направить на рассмотрение Государственной Думы предложение об обязательности ЕГЭ по физике для всех школьников;
- с целью адаптации учащихся к вузовским требованиям заведующим кафедрами физики изыскивать возможность чтение студентам пропедевтических курсов;
- рекомендовать заведующим кафедрами физики ставить курсы «физические основы современных технологий»;
- преподавателям физики активно присутствовать на сайте общественного движения «физика и образование», высказывать свою позицию по различным вопросам преподавания физики и ее положению в структуре образования.
Дополнительная информация о школе-семинаре размещена по адресу http://www.physicsnet.ru/
1 коммментарий
Это пока еще цветочки
Ягодки через пару лет начнутся.
Дело в том, что уже два или три года будущие учителя физики при поступлении в пединституты сдают обществоведение вместо физики. Так же как и химики, и биологи и т.д. Вдобавок изменены учебные планы и физика из них вытеснена, например на квантовую механику отводиться 8 часов лекций. Через год или два новые педагоги начнут покорять школы.
Все это происходит потому, что "прогрессивная" педагогическая общественность добилась нового направления подготовки, так называемого "педагогического образования". Их представитель Ямбург часто вещает на Эхо Москвы, послушаешь, дико становиться.
Все происходит потому, что лица с педстепенями не хотят терять кормушек, а сделать что-то в области нормальных наук им чего-то не хватает.
Страницы